Замена прокладки головки блока цилиндров — снятие
Во избежание повреждения окрашенных поверхностей кузова закройте передние крылья автомобиля защитными чехлами.
Снятие головки блока цилиндров производится, когда температура охлаждающей жидкости соответствует температуре окружающей среды (двигатель холодный).
Заглушите отсоединенные трубки или шланги, чтобы предотвратить попадание посторонних частиц внутрь.
Будьте осторожны при отсоединении шлангов, не проливайте масло или другую жидкость.
Будьте осторожны при отсоединении разъемов жгута проводов, удерживайте их за корпус разъема.
Примечание: при отсоединении шлангов всегда предварительно наносите установочные метки, чтобы при подсоединении шланги были установлены в исходное положение.
1. Снимите шумозащитный кожух двигателя (если установлен).
2. Снимите защитный кожух картера двигателя (если установлен).
3. Отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи.
4. Снимите аккумуляторную батарею и ее поддон.
5. Слейте охлаждающую жидкость. Отверните сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость.
Примечание: для ускорения слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора.
6. Снимите крышку маслозаливной горловины двигателя, затем слейте моторное масло.
7. Отсоедините разъемы следующих компонентов системы управления двигателем:
а) Датчик массового расхода воздуха.
в) Датчик температуры охлаждающей жидкости.
г) Датчик положения распределительного вала.
д) Датчик давления топлива в аккумуляторе.
е) Клапан-регулятор давления топлива в аккумуляторе.
ж) (Модификация VGT) Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе.
з) (Модификация VGT) Кислородный датчик.
и) (Модификация VGT) Датчик давления наддува и датчик температуры воздуха на впуске №2.
к) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан управления дроссельной заслонкой.
л) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан системы рециркуляции ОГ.
м) Регулятор давления топлива и датчик температуры топлива (только для модификации VGT).
н) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан системы изменения положения лопаток турбокомпрессора.
8. (Модификация VGT) Снимите вакуумные шланги.
9. Отсоедините разъемы от генератора.
10. Отсоедините шланг и трубку промежуточного охладителя наддувочного воздуха.
11. Отсоедините впускной воздушный шланг со стороны воздушного фильтра.
12. Снимите воздушный фильтр в сборе.
13. Отсоедините вентиляционную трубку от крышки головки блока цилиндров.
14. Снимите форсунки (смотрите соответствующий раздел главы «Топливная система дизельного двигателя»).
15. Снимите крышку головки блока цилиндров.
16. Снимите аккумулятор топлива (смотрите соответствующий раздел главы «Топливная система дизельного двигателя»).
17. Снимите верхний шланг радиатора, затем снимите верхнюю крышку радиатора.
18. Снимите вентилятор системы охлаждения в сборе с вязкостной муфтой и диффузор вентилятора
19. Снимите впускной коллектор с клапаном системы рециркуляции ОГ (см. главу «Система турбонаддува, впуска и выпуска»).
20. Отсоедините шланг промежуточного охладителя наддувочного воздуха со стороны турбокомпрессора
21. Снимите выпускной коллектор и турбокомпрессор (см. главу «Системе турбонаддува, впуска и выпуска»).
22. С помощью специального ключа поверните натяжитель ремня привода навесных агрегатов по часовой стрелке для ослабления натяжения ремня, затем снимите его.
Примечание: если ремень привода навесных агрегатов будет использоваться повторно, то нанесите мелом на обратной (нерабочей) стороне ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
23. (Модификация VGT) Снимите вакуумный насос.
24. Снимите крышку головки блока цилиндров.
25. Снимите генератор и кронштейн крепления генератора.
26. Снимите цепь привода распределительных валов (см. соответствующий раздел).
27. Снимите распределительные валы и постель распределительных болтов.
а) Снимите звездочки распределительных валов, удерживая распределительный вал от проворота за специальный участок на валу и отвернув болт крепления звездочки.
б) Отверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в два-три приема и в последовательности от центра к периферии.
Примечание: смотрите рисунок «Распределительные валы и постель распределительных валов».
Внимание: разложите снятые крышки подшипников распределительных валов в порядке их соответствия номеру подшипника.
в) Снимите распределительные валы и постель распределительных валов.
г) Снимите коромысла клапанов и гидрокомпенсаторы.
25. Снимите головку блока цилиндров. С помощью инструментальных головок ослабьте болты крепления в два-три приема (в последовательности, показанной на рисунке), и затем отверните их, после чего снимите головку блока цилиндров в сборе вверх с блока цилиндров.
Внимание: головка цилиндров может быть повреждена, если последовательность отворачивания болтов крепления будет некорректной.
Примечание: во избежание повреждения поверхности под прокладку установите головку блока цилиндров в сборе на деревянные бруски после снятия с двигателя.
Распределительные валы и постель распределительных валов.
1 — крышка подшипника распределительного вала,
2 — распределительный вал (левый),
3 — распределительный вал (правый),
4 — постель распределительных валов.
Замена прокладки головки блока цилиндров — установка
1. Установка деталей производится в порядке, обратном снятию.
2. При установке деталей обратите внимание на операции, приведенные в пунктах «3» — «11» данного подраздела.
3. Установка прокладки головки блока цилиндров.
а) С помощью специального скребка Удалите остатки старой прокладки головки блока цилиндров с блока цилиндров.
Внимание: будьте осторожны, не допускайте попадания материала прокладки или других посторонних частиц в цилиндры, каналы системы охлаждения и каналы системы смазки.
б) Обезжирьте рабочую поверхность под прокладку на блоке цилиндров.
Замена прокладки головки блока цилиндров.
1 — соединение нижнего шланга радиатора,
2 — впускной патрубок системы охлаждения,
3 — термостат,
4 — соединение верхнего шланга радиатора,
5 — выпускной патрубок системы охлаждения,
6 — корпус термостата,
7 — тройник,
8 — шланг системы охлаждения,
9 — свечные провода высокого напряжения и катушки зажигания,
10 — крышка головки блока цилиндров.
Замена прокладки головки блока цилиндров (продолжение).
11 — отводящая труба системы охлаждения,
12 — кольцевое уплотнение,
13 — шланг системы охлаждения,
14 — патрубок системы охлаждения,
15 — прокладка,
16 — труба системы охлаждения в сборе,
17 — кольцевое уплотнение,
18 — шланг системы охлаждения,
19 — направляющая и щуп уровня рабочей жидкости АКПП в сборе,
20 — направляющая и масляный щуп в сборе,
21 — головка блока цилиндров в сборе,
22 — прокладка головки блока цилиндров.
в) Убедитесь в наличии соответствующей идентификационной метки для данного двигателя на новой прокладке головки блока цилиндров.
г) Положите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров идентификационной меткой вверх к передней части двигателя, как показано на рисунке.
4. Установка головки блока цилиндров в сборе.
а) С помощью скребка удалите остатки старой прокладки головки блока цилиндров с головки цилиндров.
Внимание: будьте осторожны, не допускайте попадания материала прокладки или других посторонних частиц в каналы системы охлаждения и каналы системы смазки.
б) Смажьте небольшим количеством масла резьбу и шайбы болтов крепления головки блока цилиндров
в) Установите шайбы болтов крепления головки блока цилиндров стороной с фаской вверх, как показано на рисунке.
г) С помощью специального инструмента и динамометрического ключа заверните болты крепления головки блока цилиндров в 2 или 3 этапа с постепенным увеличением момента затяжки в последовательности номеров, показанных на рисунке, а затем окончательно затяните болты номинальным моментом.
- (1) Затяните все болты моментом 108 ± 5 Нм в порядке, указанном на рисунке.
- (2) Полностью ослабьте все болты е порядке, обратном указанному на рисунке.
- (3) Затяните все болты моментом 108 ± 5 Нм в порядке, указанном на рисунке.
Наденьте кольцевое уплотнение на трубу системы охлаждения и нанесите на ее наружную поверхность немного охлаждающей жидкости или воды, а затем установите трубу. Нанесение охлаждающей жидкости или воды позволит упростить операцию установки трубы системы охлаждения.
Не допускайте попадания моторного масла, а также консистентной смазки на поверхность кольцевого уплотнения.
Не оопускайте попадания на места соединения трубы системы охлаждения песка, пыли, и т.д.
6. Установка прокладки и патрубка системы охлаждения.
а) Закрепите прокладку, загнув лапки за патрубок системы охлаждения.
б) Установите патрубок в сборе на головку цилиндров, чтобы прокладка не сместилась.
7. Установка датчика детонации.
Во избежание повреждения проводки датчика используйте для установки специальную инструментальную головку.
8. Установка направляющей масляного щупа.
а) Нанесите немного моторного масла на места установки кольцевого уплотнения и направляющей масляного щупа.
б) Установите кольцевое уплотнение и направляющую масляного щупа.
9. Установка направляющей щупа уровня рабочей жидкости АКПП.
а) Нанесите немного рабочей жидкости АКПП на места установки кольцевого уплотнения и направляющей щупа уровня рабочей жидкости.
б) Установите кольцевое уплотнение и направляющую щупа уровня рабочей жидкости АКПП.
10. Установка крышки головки блока цилиндров.
Перед установкой крышки головки блока цилиндров нанесите указанный герметик на прокладку крышки в местах, показанные на рисунке.
Установите термостат так, чтобы воздушный клапан был обращен вверх и совмещен с отметкой на корпусе термостата, как показано на рисунке.
Необходимо убедиться в полном отсутствии масла на резиновом уплотнительном кольце термостата.
Будьте осторожны, чтобы не перегнуть и не поцарапать уплотнительное кольцо при установке.
12. После завершения установки деталей выполните следующие операции.
а) Установите выпускной коллектор
б) Подсоедините приемную трубу системы выпуска к выпускному коллектору.
в) Установите ресивер впускного коллектора и впускной коллектор.
г) Установите ремень привода ГРМ.
д) Залейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
е) Установите шумозащитный кожух двигателя.