Для удобства пуска двигателя автомобиля на заре автомобилестроения был изобретён свинцовый аккумулятор. На протяжении более чем вековой истории существования принцип действия его не поменялся. Несмотря на всевозможные новшества в конструкции и применение присадочных материалов этот источник питания так и остался капризным созданием, требующим постоянного ухода и абсолютно не переносящий глубокого разряда и постоянной недозарядки. Одним из признаков неисправности аккумулятора является помутнение залитого в него электролита. Замена электролита в аккумуляторе является одним из способов продлить его жизнь.
Материалы и оборудование
Для проведения работ потребуется:
- Электролит соответствующей плотности;
- Дистиллированная вода;
- Заливная воронка;
- Зарядное устройство с источником питания;
- Ареометр;
- Ёмкость для отработанного электролита;
- Пищевая сода;
- Ветошь;
- Защитные очки;
- Резиновые перчатки.
Электролит и дистиллированную воду можно приобрести в любом автомобильном магазине, а необходимое их количество узнать у продавца или в интернете. Дистиллированную воду для промывки следует брать из расчёта двойной промывки банок с небольшим запасом. Воронку для заливки лучше брать стеклянную, фарфоровая – дорогая и её труднее приобрести. В качестве емкости для электролита подойдут обычные тип бутылки, они не подвержены воздействию серной кислоты.
Подготовительные работы
Снимаем аккумулятор с автомобиля и удаляем с его поверхности загрязнения. Лучше всего это делать ветошью смоченной в содовом растворе. Для приготовления такого раствора достаточно растворить 1-2 столовые ложки пищевой соды в одном литре воды. Отворачиваем заливные пробки и проверяем уровень жидкости, он должен быть выше защитных приспособлений примерно на 1 см и проверяем степень зарядки аккумулятора. Если аккумулятор разряжен, то проводим его зарядку. Как правильно зарядить АКБ можно найти в соответствующем разделе сайта. После того как аккумулятор полностью зарядится, даём ему остыть в течение 2 часов.
Замена электролита
Откачиваем электролит из каждой банки при помощи ареометра и сливаем его в подготовленную ёмкость. Следует понимать, что полностью откачать электролит из корпуса не получится. Для максимального удаления электролита следует аккуратно и постепенно наклонять корпус, продолжая забирать жидкость. Для облегчения работ можно использовать надёжные упоры. Для более полного забора электролита на носик ареометра можно надеть мягкую полихлорвиниловую трубочку соответствующего диаметра, но она должно сидеть на приборе очень плотно.
Категорически не следует переворачивать АКБ для слива пробками вниз. В этом случае имеющийся шлам, собравшийся на дне банок, может попасть между пластин, что приведёт к короткому замыканию пластин и как следствие замене источника питания автомобиля. После того как было слито максимально возможное количество жидкости устанавливаем аккумулятор в нормальное состояние и заливаем в корпус через воронку дистиллированную воду. Сильно трясти или встряхивать аккумулятор не стоит по вышеуказанной причине. Для промывки банок следует плавно наклонять корпус из стороны в сторону. Сливаем жидкость как указано выше и промываем аккумулятор ещё раз. После этого заливаем подготовленный электролит соответствующей плотности в банки аккумулятора до необходимого уровня. Следует учитывать, что в магазине электролит продаётся повышенной плотности и его нужно разбавить дистиллированной водой до необходимых показателей.
Завершающие работы
После того как электролит залили, следует плавно наклонять аккумулятор из стороны в сторону для полного выхода пузырьков воздуха из банок. Отстаиваем АКБ в течение 2-3 часов. Проверяем уровень электролита и при необходимости доливаем. Проводим подзарядку аккумулятора малыми токами 0,5 – 0,7 А в течение 2 часов.
По возможности следует провести КТЦ (контрольно тренировочный цикл) состоящий в том, что аккумулятор подвергают разрядке до половины ёмкости и снова полностью заряжают. Для этого к клеммам подключают источник питания, в домашних условиях для этого можно использовать обычные 12 вольные автомобильные лампы накаливания. При этой операции следует контролировать напряжение аккумулятора при разрядке оно не должно падать ниже 10,5 вольт. После полной зарядки закручиваем заливные пробки и устанавливаем АКБ на автомобиль согласно полярности.
Безопасность
Электролит при попадании на кожу, вызывает химический ожёг, и особенно опасен при попадании на слизистые оболочки и особенно глаза. Если это произошло, то следует немедленно смыть электролит содовым раствором и промыть обильным количеством воды. При попадании его в глаза следует промыть их содовым раствором и большим количеством воды, обратиться в медицинское учреждение.
Возникает вопрос, куда девать раствор серной кислоты, он весьма опасен и наносит природе серьёзный ущерб. Если нет пункта по утилизации, то его можно нейтрализовать пищевой содой. Для этого у 5-ти литровой пластиковой бутылки отрезаем горлышко и на 1/3 заполняем электролитом и добавляем немного соды. Происходит реакция нейтрализации с обильным выделением пены и тепла. Поэтому данную процедуру следует проводить аккуратно, соду добавлять небольшими партиями и контролировать нагрев ёмкости. После полного прекращения пенообразования образовавшуюся жидкость можно слить в канализацию. Все работы по замене электролита обязательно следует проводить в защитных очках и резиновых перчатках.