- Самостоятельная диагностика и замена водяного насоса автомобиля KIA Spectra
- Назначение, устройство и принцип действия водяного насоса
- Замена водяного насоса автомобиля KIA Spectra
- Расположение помпы
- Необходимые инструменты
- Порядок действий при замене водяного насоса
- Слив охлаждающей жидкости
- Снятие приводного ремня гидроусилителя руля (ГУР)
- Снятие приводного ремня генератора и помпы
- Снятие ремня ГРМ
- Снятие помпы
- Видео: снятие водяного насоса
- Установка новой помпы и демонтированных узлов и деталей
- Видео: выбор новой помпы
- Заполнение системы охлаждения антифризом
- Видео: замена помпы KIA Spectra
Самостоятельная диагностика и замена водяного насоса автомобиля KIA Spectra
Эффективное охлаждение двигателя внутреннего сгорания невозможно без исправно работающей помпы. Она осуществляет принудительную циркуляцию антифриза в системе охлаждения. Эксплуатация авто с неисправной помпой может привести к очень серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя.
Назначение, устройство и принцип действия водяного насоса
Помпа — это водяной насос центробежного типа. Вращение крыльчатки, расположенной в его корпусе, обеспечивает принудительную непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) во время движения. Через систему охлаждения тепло, выделяющееся при сгорании в двигателе топливно-воздушной смеси, поглощается радиатором. На автомобиле KIA Spectra помпа и генератор приводятся в движение шкивом коленвала через поликлиновый ремень. Вращение крыльчатки обеспечивают закрытые подшипники, запрессованные в корпус помпы. Смазка подшипников в процессе эксплуатации не требуется.
Замена водяного насоса автомобиля KIA Spectra
Замены помпы необходима при появлении явных признаков её неисправности:
- шум при работе помпы, возникающий из-за сильного износа подшипников — на валу помпы появляется люфт, вызывающий биение шкива;
- вытекание антифриза из контрольного отверстия в нижней части помпы — это происходит из-за износа сальника и потери герметичности насоса.
Если в этих случаях помпу не заменить, она может полностью разрушиться и спровоцировать серьёзную поломку двигателя.
Водяной насос KIA Spectra ремонту не подлежит и меняется в сборе. Стоимость новой помпы зависит от производителя. Цена оригинальной детали для KIA Spectra в зависимости от артикула составляет 3,2–5,5 тыс. руб. Цена аналогов начинается от 1,6 тыс. руб.
Расположение помпы
Помпа KIA Spectra находится в правой (по ходу движения) нижней части передней стенки блока цилиндров. Для обеспечения к ней свободного доступа необходимо снять приводные ремни гидроусилителя руля, генератора, шкивы помпы и коленвала и защитный кожух ГРМ.
Необходимые инструменты
Для снятия и замены помпы потребуется:
- чистая ёмкость объёмом не менее 5 литров;
- пассатижи;
- торцевые ключи на 10, 12 и 14;
- накидные ключи на 10, 14 и 21;
- отвёртки с плоским и крестообразным лезвиями;
- ветошь.
Порядок действий при замене водяного насоса
Менять помпу удобнее на смотровой яме или эстакаде. Двигатель при этом должен быть холодным. Перед началом работ от аккумулятора отсоединяется провод массы и снимается декоративный защитный кожух с двигателя. Для снятия кожуха нужно отвернуть четыре гайки.
Слив охлаждающей жидкости
Так как помпа находится в нижней части двигателя, для её замены нужно слить всю ОЖ из системы охлаждения. Обычно антифриз полностью меняется каждые два года. Если подошёл указанный срок или антифриз поменял свой цвет, а в расширительном бачке появился осадок, при замене помпы заливается свежая ОЖ.
В состав многих ОЖ входит этиленгликоль, вредный для здоровья и окружающей среды. Поэтому выливать антифриз на землю не рекомендуется. Следует предварительно подготовить ёмкость, слить в неё ОЖ и утилизировать. Если же ресурс ОЖ ещё не выработан, её можно после замены помпы залить обратно в систему. При этом для слива и временного хранения антифриза следует использовать чистую тару.
Порядок действий при сливе антифриза из системы охлаждения следующий.
- С расширительного бачка снимается пробка.
- Снимается пробка заливной горловины радиатора.
- В правой (по ходу движения) нижней части радиатора расположен кран для слива ОЖ. Для уменьшения потерь жидкости при сливе на штуцер сливного крана надевается трубка соответствующего диаметра. Другой конец трубки направляется в приготовленную заранее ёмкость объёмом не менее пяти литров.
- Открывается кран, и ОЖ сливается из радиатора.
- Для удобства снимается пластиковый брызговик, защищающий нижнюю часть двигателя от грязи и состоящий из двух частей. Для снятия левой половины крестообразной отвёрткой выворачиваются фиксаторы, и три крепёжных пистона вынимаются из своих гнёзд.
- Вынимается передний пистон.
- Вынимается средний пистон.
- Вынимается задний пистон.
- Ключом на 10 отворачиваются три болта крепления брызговика. Левая часть брызговика снимается.
- Точно так же снимается правая половина брызговика.
- Для слива остатков ОЖ снимается шланг с нижнего патрубка радиатора. Сжав пассатижами выступающие ушки крепёжного хомута, шланг стягивается со штуцера патрубка.
- С патрубка снимается шланг, и остатки ОЖ сливаются в предварительно подставленную ёмкость.
- Для ускорения слива ОЖ снимается один из шлангов, надетых на дроссельный узел. С него пассатижами стягивается крепёжный хомут, и остатки антифриза удаляются из системы.
- Ёмкость с антифризом закрывается и убирается в безопасное место.
Снятие приводного ремня гидроусилителя руля (ГУР)
Порядок действий при демонтаже ремня ГУР следующий:
- Ослабляется гайка крепления ГУР к натяжной рамке.
- Регулировочный болт ослабляется до тех пор, пока не появится возможность снять ремень со шкива.
- Снимается ремень ГУР.
Снятие приводного ремня генератора и помпы
Приводной ремень генератора и помпа снимаются следующим образом:
- Ослабляется болт крепления генератора к натяжной рамке.
- Ослабляется болт крепления генератора к двигателю.
- С помощью регулировочного болта натяжение ремня уменьшается, и он снимается со шкива.
- Ремень стягивается со шкивов и вынимается.
Снятие ремня ГРМ
Для снятия ремня ГРМ нужно выполнить следующие действия:
- Снимается верхняя защитная крышка ремня ГРМ, закреплённая четырьмя болтами. Выворачиваются два верхних болта. От левого болта отсоединяется клемма «масса». Вынимается крепёжный кронштейн декоративного кожуха.
- Отворачивается крепёжный винт кронштейна щупа уровня масла. Кронштейн снимается.
- Выворачиваются два нижних болта крепления крышки. Крышка вынимается.
- Поршень первого цилиндра устанавливается в положение верхней мёртвой точки (ВМТ). Это необходимо, чтобы не нарушить фазы газораспределения. На зубчатых шкивах распредвалов нанесены специальные метки — латинские буквы I и Е. Ответными метками являются специальные выступы вверху на стенке задней защитной крышки. Ключом на 21, накинутым на болт в центре шкива коленвала, вал медленно вращается до тех пор, пока метки не окажутся друг напротив друга. Это и есть положение ВМТ.
- Выкручиваются три крепёжных болта, и снимается шкив помпы. При этом следует удерживать шкив от проворота с помощью отвёртки, вставленной между болтами.
- Для снятия средней крышки ремня ГРМ выкручивается один крепёжный болт.
- Средняя крышка снимается.
- Ключом на 21 выкручивается болт в центре шкива коленвала. Чтобы коленвал при этом не проворачивался, его фиксируют. Для этого включают пятую передачу и одновременно удерживают нажатой педаль тормоза.
- Шкив коленвала снимается.
- Выворачиваются три болта крепления нижней части крышки ремня ГРМ.
- Нижняя крышка снимается.
- Пассатижами снимается пружина натяжного ролика.
- Отжимается болт крепления, а натяжной ролик отодвигается в сторону.
- Снимается ремень ГРМ.
- Выкручиваются крепёжные болты натяжного и вспомогательного роликов ремня ГРМ на помпе. Ролики снимаются.
После демонтажа ремня ГРМ нельзя допускать вращения коленчатого вала и распредвалов. Изменение их взаимного расположения может привести к неполадкам и поломке двигателя.
Снятие помпы
При снятии помпы рекомендуют соблюдать следующий порядок действий:
- Пассатижами сжимается и сдвигается фиксирующий хомут, и шланг отсоединяется от патрубка помпы.
- Выворачиваются два болта крепления патрубка к помпе.
- С помпы снимается патрубок и прокладка.
- Отвернув болт крепления, снимается кронштейн трубки масляного щупа.
- Выворачиваются болты крепления помпы к блоку цилиндров. Помпа вынимается.
Видео: снятие водяного насоса
Установка новой помпы и демонтированных узлов и деталей
Новая помпа устанавливается в следующем порядке:
- Перед установкой новой помпы её посадочное место на блоке цилиндров необходимо обработать герметиком. Прокладку на патрубке помпы нужно заменить на новую.
- Установка снятых с двигателя узлов и деталей производится в обратном порядке.
- Антифриз в систему охлаждения рекомендуется заливать не ранее чем через час после нанесения герметика.
- После установки ремня ГРМ нужно отрегулировать его натяжение. Для этого при ослабленном крепёжном болте натяжного ролика следует два раза прокрутить коленвал. Под воздействием пружины ролик займёт правильное положение и обеспечит необходимое натяжение ремня. После этого крепёжный болт затягивается.
- При установке ремней генератора и ГУР тоже необходимо отрегулировать их натяжение. При регулировке натяжения ремня генератора болты, которыми генератор прикреплён к регулировочной рамке и кронштейну на корпусе двигателя, оставляют ослабленными. Натяжение определяют по прогибу ремня под нагрузкой. Если по центру между шкивами помпы и генератора приложить к ремню усилие 98 Н (около 10 кгс), он должен прогнуться на 8–10 мм. В качестве динамометра можно использовать бытовые весы с крючком, оттягивая ими ремень. Величина рекомендуемого прогиба выставляется вращением регулировочного болта. После этого болты крепления генератора затягиваются.
- Натяжение ремня ГУР регулируется аналогично. Величина его прогиба под нагрузкой 10 кгс должна составлять 6–9 мм.
Видео: выбор новой помпы
Заполнение системы охлаждения антифризом
При заполнении системы антифризом тоже необходимо соблюдать определённый порядок действий:
- Перед заливкой антифриза следует убедиться, что кран для слива ОЖ в нижней части радиатора закрыт, а на штуцере надет и зафиксирован хомутом нижний шланг. Шланг, снятый с дроссельного узла, остаётся отсоединённым.
- Антифриз заливается в радиатор до тех пор, пока он не начнёт вытекать из открытого штуцера на дроссельном узле и снятого с него шланга. После этого шланг устанавливается на место и фиксируется хомутом.
- Антифриз заливается в радиатор до верха горловины. Крышка радиатора закрывается.
- Антифриз заливается в расширительный бачок до уровня F.
- Запускается и прогревается до рабочей температуры двигатель. После этого ещё раз проверяется уровень антифриза в расширительном бачке. Если он снизился, в бачок доливают ОЖ.
Видео: замена помпы KIA Spectra
Таким образом, самостоятельная диагностика и замена водяного насоса автомобиля KIA Spectra не представляет большой сложности. Для этого потребуется лишь желание и стандартный набор инструментов.