Киа Спортейдж 3. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Автомобиль KIA Sportage III оборудован двумя независимыми тормозными системами — рабочей и стояночной: первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой -левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включен вакуумный усилитель. Все автомобили оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS) с электронной системой распределения тормозных усилий (EBD) и системой динамической стабилизации (ESP).
Стояночная тормозная система — с тросовым приводом на тормозные механизмы барабанного типа, установленные внутри полостей тормозных дисков тормозных механизмов задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора между колодками 6 (рис. 9.1) и диском 7, с плавающей скобой. Подвижная скоба образована суппортом 5 с однопоршневым рабочим цилиндром. Направляющая 4 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам 3, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами. В полости рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском. При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом силы прижатия колодок оказываются одинаковыми. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки и между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Главный тормозной цилиндр 8 (рис. 9.2) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая — с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки 7 установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена
перегородками на три отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра и главный цилиндр привода выключения сцепления (на автомобиле с механической коробкой передач).
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
В нижней половине корпуса бачка установлен датчик 3 уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неисправного состояния тормозной системы. Соединение главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем тормозов уплотнено резиновым кольцом 5.
Вакуумный усилитель (рис. 9.3), установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.
В комбинированном шланге, соединяющем вакуумный усилитель с впускной трубой, установлен обратный клапан. Он удерживает разрежение в усилителе при его падении в вакуумном насосе после остановки двигателя.
Тормозные механизмы задних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора, по конструкции практически аналогичны тормозным механизмам передних колес. Тормозные колодки 4 (рис. 9.4) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес.
Дисковый рабочий тормозной механизм заднего колеса совмещен с барабанным механизмом стояночного тормоза. Внутренняя полость тормозного диска одновременно служит тормозным барабаном стояночного тормоза.
Отличие тормозного механизма заднего колеса от переднего механизма — в невен-тилируемом тормозном диске и в дополнительном механизме привода стояночного тормоза.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного между передними сиденьями на тоннеле пола, тяги с регулировочным устройством, двух задних тросов и механизмов на задних колесах.
Механизмы стояночных тормозов автомобилей 2WD и 4WD принципиально различны по конструкции.
На щите тормозного механизма заднего колеса автомобиля 2WD установлена тормозная колодка 1 (рис. 9.5), основание которой представляет собой подковообразную пружину, работающую на разжатие. Ветви тормозной колодки разжимаются механизмом 3 привода.
Рис 9.1. Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной шланг; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — направляющие пальцы суппорта (закрыты защитными чехлами); 4 — направляющая колодок; 5 — суппорт тормозного механизма; 6 — тормозные колодки (наружная колодка не видна, так как закрыта суппортом); 7 — тормозной диск
Рис 9.2, Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 — пробка бачка; 2 — бачок главного тормозного цилиндра; 3 — датчик уровня тормозной жидкости; 4 — винт крепления бачка; 5 — уплотнительное кольцо главного тормозного цилиндра; 6 — хвостовик поршня первой камеры; 7 — соединительные втулки; 8 — главный тормозной цилиндр
Рис. 9.3. Вакуумный усилитель: 1 — шпильки крепления главного тормозного цилиндра; 2 — корпус усилителя;
3 — шпильки крепления вакуумного усилителя; 4 — штуцер для подсоединения вакуумного шланга; 5 — защитный чехол с фильтром; 6 — толкатель
Рис 9,4. Тормозной механизм заднего колеса: 1 — тормозной диск; 2 — направляющая колодок; 3 — суппорт тормозного механизма; 4 — тормозные колодки; 5 — направляющие пальцы суппорта (закрыты резиновыми чехлами); 6 — тормозной щит; 7 — клапан выпуска воздуха; 8 — тормозной шланг
Рис 9.5. Детали стояночного тормозного механизма автомобиля 2WD: 1 — тормозная колодка стояночного тормоза; 2 — устройство регулировки зазоров; 3 — разжимной механизм стояночного тормоза
Устройство тормозной системы
Расположение элементов тормозной системы без ABS на автомобиле
1 – трубка магистрали высокого давления тормозной системы; 2 – педаль тормоза; 3 – главный тормозной цилиндр; 4 – вакуумный усилитель тормозов; 5 – передний дисковый тормозной механизм; 6 – суппорт; 7 – задний барабанный тормозной механизм; 8 – рабочий тормозной цилиндр; 9 – пополнительный бачок; 10 – блок гидравлического управления; 11 – трос стояночного тормоза; 12 – рычаг стояночного тормоза.
На автомобилях используется рабочая тормозная система с гидравлическим приводом.
- педаль тормоза связана с главным тормозным цилиндром;
- когда педаль нажимается, жидкость под давлением от главного тормозного цилиндра по металлическим трубкам и гибким шлангам передается к передним и задним тормозным механизмам;
- рабочие тормозные цилиндры представляют собой гидравлические модуляторы, которые преобразовывают давление жидкости, создаваемое в главном тормозном цилиндре в перемещение элементов тормозного механизма;
- передние и задние поршни суппорта тормоза перемещаются и за счет трения о тормозные диски и барабаны обеспечивают требуемое замедление автомобиля;
- при отпускании педали тормоза давление в системе уменьшается.
При уменьшении уровня тормозной жидкости датчик уровня жидкости в главном тормозном цилиндре включает контрольную лампу в комбинации приборов. Если контрольная лампа горит, в первую очередь проверьте, что стояночный тормоз отпущен, так как лампа указывает на пониженный уровень жидкости и затянутый стояночный тормоз.