Тормозная жидкость киа пиканто 2006
При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.
Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
Эксплуатационные требования
Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.
- Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Виды тормозных жидкостей и их совместимость
Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.
Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
- Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет.
Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от содержания воды в ней:
пунктирные линии — условные типовые (наиболее распространенные) зависимости температуры кипения жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 от содержания в них воды;
сплошные линии — пример зависимости от содержания воды температуры кипения одной и той же жидкости (одного изготовителя), но разных классов. Даже если значения температуры кипения у “сухих” ТЖ разных классов сделать близкими (точка А), при насыщении их водой этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу.
Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
- Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.
При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.
Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено.
- Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 смз ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.
«Полезные страницы», 2006, выпуск 19, стр. 231
Тормозные жидкости Kia Picanto 1 (SA) 2004-2012
Весь процесс должен проводиться специалистом в автосервисе, так как неправильная замена приводит к серьезным повреждениям тормозной системы.
- Техническое обслуживание
- Моторное масло
- Фильтры
- Свечи
- Масло трансмиссионное
- Антифризы
- Тормозные жидкости
- Щетки стеклоочистителя
- Амортизаторы
- Втулки стабилизатора
- ШРУСы
- Пыльники ШРУСа
- Опорные подшипники передних стоек
- Опоры амортизаторов
- Поворотные кулаки
- Подшипники ступицы
- Пружины амортизаторов
- Рессоры
- Рычаги подвески
- Сайлентблоки
- Стойки стабилизатора
- Ступицы колеса
- Шаровые опоры
- Тормозные диски
- Тормозные колодки
- Тормозные суппорты
- Тормозные барабаны
- Тормозной цилиндр
- Тормозные шланги
- Трос ручника
- Вакуумный насос
- Рулевые рейки
- Рулевые тяги
- Рулевые наконечники
- Насосы ГУР
- Пыльники рулевой рейки
- Ремкомплекты рулевой рейки
- Радиаторы
- Помпы двигателя
- Термостаты
- Расширительный бачок радиатора
- Крышка расширительного бачка
- Патрубки радиатора
- Форсунки двигателя
- ТНВД
- Топливные насосы
- Бензонасос
- Сцепление
- Приводы
- Опоры КПП
- Компрессоры кондиционера
- Радиаторы кондиционера
- Осушители кондиционера
- Автомобильные аккумуляторы
- Генераторы
- Стартеры
- Катушки зажигания
- Датчики
- Вентиляторы
- Глушители
- Клапаны ЕГР
- Прокладки
- Сальники
- Поршневые кольца
- Поршни двигателя
- Вкладыши двигателя
- Клапаны двигателя
- Гидрокомпенсаторы
- Толкатели клапана
- Болты ГБЦ
- Шкив коленвала
- Масляные насосы
- ГРМ
- Ремни
- Ролики
- Опоры двигателя
- Бамперы
- Фары
- Дефлекторы
- Крылья
- Зеркала
- Двери
- Капот
- Брызговики
- Защита двигателя
- Диффузор
- Крышка багажника
- Решетка радиатора
- Передняя панель
- Панель задняя
- Бачок стеклоомывателя
- Жабо
- Лампы ближнего света
- Лампы дальнего света
- Лампы габаритов
- Лампы подсветки номера
- Лампы поворотника
- Лампы приборной панели
- Лампы противотуманки
- Лампы стоп сигнала
- Ксеноновые лампы
- Светодиодные лампы
- Галогеновые лампы
Тормозные жидкости Kia Picanto
Весь процесс должен проводиться специалистом в автосервисе, так как неправильная замена приводит к серьезным повреждениям тормозной системы.
- Техническое обслуживание
- Моторное масло
- Фильтры
- Свечи
- Масло трансмиссионное
- Антифризы
- Тормозные жидкости
- Щетки стеклоочистителя
- Амортизаторы
- Втулки стабилизатора
- ШРУСы
- Пыльники ШРУСа
- Опорные подшипники передних стоек
- Опоры амортизаторов
- Поворотные кулаки
- Подшипники ступицы
- Пружины амортизаторов
- Рессоры
- Рычаги подвески
- Сайлентблоки
- Стойки стабилизатора
- Ступицы колеса
- Шаровые опоры
- Тормозные диски
- Тормозные колодки
- Тормозные суппорты
- Тормозные барабаны
- Тормозной цилиндр
- Тормозные шланги
- Трос ручника
- Вакуумный насос
- Рулевые рейки
- Рулевые тяги
- Рулевые наконечники
- Насосы ГУР
- Пыльники рулевой рейки
- Ремкомплекты рулевой рейки
- Радиаторы
- Помпы двигателя
- Термостаты
- Расширительный бачок радиатора
- Крышка расширительного бачка
- Патрубки радиатора
- Форсунки двигателя
- ТНВД
- Топливные насосы
- Бензонасос
- Сцепление
- Приводы
- Опоры КПП
- Компрессоры кондиционера
- Радиаторы кондиционера
- Осушители кондиционера
- Автомобильные аккумуляторы
- Генераторы
- Стартеры
- Катушки зажигания
- Датчики
- Вентиляторы
- Глушители
- Клапаны ЕГР
- Прокладки
- Сальники
- Поршневые кольца
- Поршни двигателя
- Вкладыши двигателя
- Клапаны двигателя
- Гидрокомпенсаторы
- Толкатели клапана
- Болты ГБЦ
- Шкив коленвала
- Масляные насосы
- ГРМ
- Ремни
- Ролики
- Опоры двигателя
- Бамперы
- Фары
- Дефлекторы
- Крылья
- Зеркала
- Двери
- Капот
- Брызговики
- Защита двигателя
- Диффузор
- Крышка багажника
- Решетка радиатора
- Передняя панель
- Панель задняя
- Бачок стеклоомывателя
- Жабо
- Лампы ближнего света
- Лампы дальнего света
- Лампы габаритов
- Лампы подсветки номера
- Лампы поворотника
- Лампы приборной панели
- Лампы противотуманки
- Лампы стоп сигнала
- Ксеноновые лампы
- Светодиодные лампы
- Галогеновые лампы