Тормозная система любого легкового автомобиля относится к категории его безопасности. Машина с неисправными или плохо работающими тормозами является угрозой не только для своего владельца, но и окружающего транспорта. Принцип работы тормозной системы автомобиля зависит от устройства и класса транспортного средства.
Тормозные системы
Тормозное устройство предназначено для образования трения, которое искусственно остановит вращение колес автомобиля. Для этого каждая машина имеет минимум три вида тормозов:
- Самым главным является рабочее тормозное устройство. Именно оно принимает участие в регулировке скорости и полной остановки транспорта. Принцип его действия основан на воздействии водителем на педаль тормоза. В зависимости от силы нажатия, происходит управление тормозящим усилием на колеса.
- Аварийный механизм менее эффективен, но выручает в критической ситуации отказа рабочего тормоза, чтобы остановить транспортное средство. Он «включается» в работу только при выходе из строя основной системы. В зависимости от класса автомобиля, это может двухконтурное устройство для передних и задних колес, или для каждого в отдельности. Лучше всего обустроены машины высшего класса, так как отдельный тормозной контур для каждой шины обеспечит остановку транспорта, даже если какой-либо контур вышел из строя.
- Ручной стопор (стояночный) служит для того, чтобы удерживать транспортное средство длительное время на стоянке при уклоне или подъеме.
Важно, чтобы основной и запасной тормоза обладали возможностью плавного и дозированного управления. Это указывает на качество работы механизма в целом.
Конструкция тормозов
Самым распространенным видом является тормозное устройство с гидравлическим приводом. Его компоненты:
- Основной тормозной цилиндр переводит силу нажатия на педаль в гидравлическое давление. Является основой всей конструкции, так как состоит из двух или более секций, которые передают усилия на различные контуры. Если машина переднеприводная, то контуры – это переднее правое и заднее левое колеса и наоборот. Для заднеприводного принято объединять передние и задние колеса попарно. Так же основной цилиндр снабжен бачком, который отвечает за подпитку системы тормозной жидкостью. Часто производители обеспечивают бачок не просто поплавком, а датчиком, посылающим на приборную доску сигнал тревоги, при ее низком уровне.
- Вакуумный усилитель. Это устройство помогает водителю применять меньшую силу нажатия на педаль, обеспечивая более плавное и быстрое торможение, но есть не на всех легковых автомобилях. Вакуумный усилитель состоит из двух камер, одна из них связана с выпускным коллектором двигателя. Когда идет нажатие на педаль, вакуум увеличивает давление на поршень главного цилиндра, что обеспечивает дополнительный нажим на колодки до 30кг.
- Трубопровод – это устройство, по которому от основного цилиндра проходит специальная жидкость к тормозному цилиндру.
Колесный тормозной механизм
В основе этой системы могут применяться барабаны и диски. На современных легковых автомобилях устанавливают дисковый механизм, так как он легче и проще. Его устройство состоит из нескольких деталей:
- Основу составляет суппорт, в который входят тормозные колодки и поршни в тормозных цилиндрах. От него идет трубопровод к основному тормозному цилиндру, который состоит из поршня, штока и педали тормоза. Когда идет давление на педаль, цилиндры в суппорте наполняются тормозной жидкостью, и под ее давлением поршни жмут на колодки, что образует трение.
- Сам диск крепится на ступице колеса и вращается вместе с ним, пока на тормозное устройство не приведено воздействие.
Принцип работы тормозной системы прост. Водитель давит на педаль, поршень в основном цилиндре воздействует на тормозную жидкость, которая по трубопроводу поступает в суппорт. Давление жидкости на поршни внутри суппорта заставляет их нажимать на колодки, которые в свою очередь прижимаются к тормозному диску, создавая трение. Диск снижает вращение или полностью останавливается, то же происходит с колесом.
Основные преимущества тормозного диска:
- Наличие отверстий на дисках создает хорошее охлаждение, чему способствует так же жароустойчивый материал, из которого их делают.
- Так как при резкой остановке поверхность колодок задействована целиком, то это сокращает тормозной путь.
- При небольшом весе и размере устройство обеспечивает быстрое срабатывание.
- Колодки можно легко поменять, так как они не требуют специальной подгонки или заточки.
- Большая часть гашения движения машины приходится на передние диски.
Важно помнить, что состояние тормозных дисков и колодок, так же, как и количество тормозной жидкости, следует регулярно проверять.
Уход за тормозным механизмом
Для того чтобы эта важная часть автомобиля всегда была в норме, следует проверять тормозное устройство до поездки. Можно сделать это, трогаясь с места и сразу нажав на тормоз. Изменения в «состоянии» педали, например мягкость, говорит о том, что в гидропривод попал воздух из-за утечки тормозной жидкости. Причины могут быть от банального испарения до серьезного повреждения трубопровода.
Если во время нажатия на педаль машину слегка заводит в сторону, скорее всего неисправность в рабочем цилиндре. При сильном загрязнении системы при торможении слышен шум. Все эти мелкие недостатки в работе могут привести к серьезным проблемам, если не устранить их вовремя. Тормозной механизм следует проверять регулярно.