Руководство | Kia Cerato. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ G4FC
В состав системы питания входят элементы следующих подсистем:
— подачи топлива, включающей в себя топливный бак. топливный модуль, топливный фильтр, регулятор давления топлива (входит 8 состав топливного модуля), трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
— воздухоподачи, в которую входят воздушной фильтр, дроссельный узел, регулятор холостого хода;
-улавливания паров топлива, состоящей из адсорбера, клапана продувки адсорбера и соединительных трубопроводов.
Система улавливания паров топлива описана в отдельном подразделе , так как она служит только для выполнения экологических требований по снижению токсичности.
Функциональное назначение системы подачи топлива обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель оборудован электронной системой управления с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: воздух подается системой воздухс- подачи, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода, а необходимое в каждый момент рзботы двигателя количество топлива впрыскивается форсунками во впускную трубу Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива (а также системой зажигания) электронный блок, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.
Особенностью системы впрыска автомобиля Kia Cerato является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фазы). Блок управления включает форсунки последовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска Каждая форсунка включается через 720 град поворота коленчатого вала. Однако на режимах пуска и динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала.
Основным датчиком для обеспечения оптимального процесса сгорания является управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямб- да-зонд), Ом установлен в приемной трубе перед каталитическим нейтрализатором системы выпуска отработавших газов и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших тазах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо/воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси Поскольку датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым
Особенность системы управления двигателем автомобиля Kia Cerato состоит в наличии, помимо управляющего датчика, второго, диагностического датчика концентрации кислорода. установленного в трубе дополнительного тушителя после каталитического нейтрализа то ра системы выпуска отработавших газов По составу газов, прошедших через нейтрализатор. он определяет эффективность работы системы управления двигателем Если блок управления двигателем по информации, полученной от диагностического датчика концентрации кислорода, фиксирует превышение нормы токсичности отработавших газов, не устраняемое тарировкой системы управления, то он включает в комбинации приборов сигнальную лампу неисправности двигателя и заносит в память код ошибки для последующей диагностики.
Топливный бак сварной, штампованна, установлен под полом кузова в его задней части и прикреплен двумя болтами и двумя гайками к панели кузова.
Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером системы улавливания паров топлива.
На топливном баке установлен защитный экран. Во фланцевое отверстие, расположенное с левой стороны топливного бака в верхней его части, устанавливают модуль топливного насоса Сбоку на баке выполнены патрубки для присоединения наливной трубы и шланга вентиляции. Из топливного модуля, включающего в себя топливные фильтры грубой и тонкой очистки, а также датчик указателя уровня топлива, топливо подается в топлив-
ную рампу, закрепленную на впускной трубе двигателя. Из топливной рамы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу.
В патрубок топливного бака для подсоединения наливной трубы вставлена специальная трубка, на конце которой установлен клапан, находящийся в постоянно закрытом состоянии и предотвращающий вытекание топлива.
Клапан закрывается под действием пружины. уста»«овленной под ним. Под давлением топлива, поступающего в бак при заправке, клапан открывается и пропускает топливо.
Топливопроводы системы питания представляют собой трубки, соединяющие между собой различные элементы системы
Шланги системы питания изготовлены по особой технологии из маслобензостойких материалов. Применение шлангов, отличающихся по конструкции от рекомендованных, может привести к отказу системы питания, а в некоторых случаях и к пожару.
Топливный модуль включает в себя электрический насос, регулятор давления топлива, филыры очистки топлива и датчик указателя уровня топлива
Рис. 5.23. Топливная рампа: 1 — рампа; 2 — форсунка; 3 — фиксатор форсунки; 4 — компенсатор пульсации топлива
Топливный модуль обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает вероятность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением. а не за счет разрежения. Кроме этого улучшается смазывание и охлаждение деталей топливного насоса.
Топливный насос погружной, роторного типа. с электроприводом.
Регулятор давления топлива установлен в топливном модуле и предназначен для поддержания постоянного давления топлива в топливной рампе. Регулятор подключен в начало подающей магистрали (сразу же после топливного фильтра) и представляет собой перепускной клапан с пружиной, усилие которой строго калибровано.
Фильтр грубой очистки топлива установлен внутри топливною модуля.
Топливная рампа 1 (рис. 5.23) представляет собой пустотелую деталь с отверстиями для форсунок 2. компенсатором 4 пульсации давления топлива и с кронштейнами крепления к епуслмой трубе. Форсунки уплотнены в отверстиях рампы и 8 гнездах впускной трубы резиновыми кольцами и закреплены пружинными фиксаторами 3. Рампа 8 сборе с форсунками вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускной трубы и закреплена двумя болтами.
Рис. 5.24. Форсунка системы впрыска топлива: 1 — нижнее уплотнительное кольцо; 2 — штекерные вызоды обмотки электромагнита; 3 — верхнее уплотнительное кольцо
Форсунки прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускной грубы. В отверстиях рампы и впускной трубы форсунки уплотнены кольцами 1 и 3 (рис. 5.24). Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан. Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану. Пружина поджимает иглу запорного клапана к конусному отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в закрытом положении. Напряжение, подаваемое oi блока управления двигателем через штекерные выводы 2 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник вместе с иглой запорного клапана внутрь электромагнита. Конусное кольцевое отверстие в пластине распылителя открывается, и топливо ппрыскинается через диффузор корпуса распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двиг ателя. После прекращения поступления электрического импульса пружина возвращает сердечник и иглу запорного клапана в исходное состояние — клапан запирается. Количество топлива. впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Компенсатор пульсаций давления топлива установлен на торце топливной рампы и служит для поддержания постоянтюсо давления топлива в рампе при его резком падении в топливной магистрали, вызванном, напри-
мер, значительным, увеличением расхода юп лива при иженсивном разгоне автомобиля.
Воздушный фильтр установлен в левой передней части моторного отсека на брызговике двигателя Фильтр соединен резиновым гофрированием воздухоподводящим рукавом с дроссельным узлом.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности.
Дроссельный узел представляет собой простейшее регулирующее устройство и служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя. Он установлен на входном фланце впускной трубы. На входной патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый рукав, закрепленный хомугом и соединяющий дооссельный узел с воздушным фильтром
Рис. 5.25. Дроссельный узел: 1 — регулятор холостого хода; 2 — корпус дроссельного узла; 3 — датчик положения дроссельной заслонки; 4 — итуцера подогрева дроссельного узла; 5 — дроссельная заслонка; б — сектор привода дроссельной заслонки
В корпусе 2 (рис 5.25) установлена поворачивающаяся на оси заслонка 5. На одном, конце оси установлен датчик 3 положения дроссельной заслонки системы управления двигателем, на другом сектор 6, к которому присоединен трос привода дроссельной заслонки. В состав дроссельного узла входит также регулятор 1 холостого хода.
В воздушном фильтре нет устройства сезонной регулировки, поэтому дроссельный узел оборудован системой подогрева, предотвращающей обледенение дроссельной заслонки в холодное время года и соединенной с системой охлаждения двигателя шлангами.
В процессе эксплуатации дроссельный узел не требует обслуживания и регулировки, следите лишь за состоянием резиновых уплотнений, чтобы избежать подсоса воздуха.
Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит из шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам блока управления двигателем.
Блок управления двигателем, обработав сигналы от датчиков, определяет необходимость открытия клапана регулятора и передает импульсы на вывод обмотки статора регулятора. При каждом управляющем импульсе ротор поворачивается на определенный угол, перемещая с помощью ходового винта клапан регулятора относительно седла Во впускную трубу через каналы в дроссельном узле поступает дополнительный воздух. Определяя разрежение во впускной трубе двигателя, блок управления стремится поддерживать его на заданном уровне, периодически открывая и закрывая клапан регулятора холостого хода, обеспечивая тем самым подачу постоянного количества дополнительного воздуха для поддержания постоянной частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода Изменяя величину открытия и закрытия клапана регулятора, блок управления компенсирует значительное увеличение или уменьшение количества подаваемо! о воздуха, вызванное его подсосом через негерметичную впускную систему или, напротив, засорением воздушного фильтра.
Включение дополнительных агрегатов вызывает увеличение нагрузки двигателя, сопровождаемое снижением частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и изменением разрежения во впускной трубе, что также компенсируется блоком управления с помощью регулятора.