Kia Cerato. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Автомобиль Кia Cerato оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной (рис. 9.1) Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу право» о переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется другой контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр 25, вакуумный усилитель 5. гидроэлектронный модуль 24 антиблокировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних 2. 20 и задних колес 10.
16 вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.
Стояночная тормозная система — с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Тормозные механизмы передних колес
дисковые, с автоматической регулировкой за-
зора между колодками 1 (рис. 9.2) и диском 7. с подвижной скобой 6. На подвижной скобе установлен однопоршневой рабочий тормозной цилиндр. Направляющая 8 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам 2 и 5, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами. В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этото кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза. При торможении поршень
под действием давления жидкости прижимает внутреннею колодку к диску, силой реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за смет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, в результате чего между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Рис. 9.1. Тормозная система: 1 — тормозной диск правого переднего колеса; 2 — тормозной механизм правого переднего колеса; 3 — гибкий шланг тормозного механизма правого переднего копеса; 4 — трубопровод тормозного механизма правого переднего колеса; 5 — вакуумный усилитель; б — рычаг привода стояночного тормоза; 7,18 — тросы привода стояночного тормоза; 8 — тормозной шланг заднего правого колеса; 9 — тормозной диск правого заднего колеса; 10 — тормозной механизм правого заднего колеса; 11 — гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 — трубопровод тормозного механизма правого заднего копеса; 13 — тормозной иланг левого заднего колеса; 14 — трубопровод тормозного механизма левого заднего колеса; 15 — гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 16 — тормозной механизм левого заднего колеса; 17 — тормозной диск левого заднего колеса; 19 — педаль тормоза; 20 — тормозной механизм правого переднего колеса; 21 — тормозной диск тормозного механизма левого переднего колеса; 22 — гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса; 23 — трубопровод тормозного механизма левого переднего колеса; 24 — гидроэлектронный модуль ABS ; 25 — главный тормозной цилиндр
Рис. 9.2. Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозные колодки; 2 — верхний направляющий палец суппорта; 3 — гибкий тормозной шланг; 4 — клапан выпуска воздуха; 5 — нижний направляющий палец суппорта; 6 — подвижная скоба; 7 — тормозной диск; 8 — направляющая колодок
Главный тормозной цилиндр 4 (рис. 9.3) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Передняя камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, задняя — с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен бачок 1. внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении .за счет разрежения во впускном коллекторе двигатели через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию or педали Тормозные механизмы задних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки 5 (рис. 9 4) приводится в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес.
Дисковый рабочий тормозной механизм заднего колеса совмещен с барабанным механизмом стояночного тормоза Внутренняя полость тормозною диска одновременно служит тормозным барабаном стояночного тормоза.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из фиксирующей пластины колодок 7 (рис. 9 5), переднего троса с регулировочным устройством, двух задних тросов 12 и механизмов на задних колесах. На щите 1 заднего тормозного механизма установлены стянутые пружинами 5, 8 и 14 тормозные колодки 3 и 9. Тормозные колодки приводятся в действие разжимным рычагом 11 привода стояночного тормоза через распорную планку 6. Оптимальный зазор между колодками и барабаном поддерживается с помощью неавтоматического (требующего ручной регулировки) регулировочного устройства 13.
Наконечники тросов привода стояночного тормоза соединены с разжимными рычагами, установленными на колодках стояночного тормоза. Рычаг привода стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на тоннеле пола, оборудован механизмом регулировки натяжения тросов и соединен с уравнителем передним тросом Передние наконечники задних тросов соединены с уравнителем механизма натяжения.
Стояночному тормозу не требуется особый уход При текущем ремонте проверьте степень износа сто деталей, убедитесь в исправности зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.
Слишком малый рабочий ход педали тормоза свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход — признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.о. она становится «жестче», — в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система не- гермотична.
Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопровождает работу антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.
Рис. 9.3. Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 — бачок главного тормозного цилиндра; 2 — пробка бачка; 3 — датчик уровня тормозной жидкости; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — соединительная втулка; 6 — уплотнительное кольцо главного тормозного цилиндра
Рис. 9.4. Тормозной механизм заднего колеса: 1 — трос привода стояночного тормозного механизма; 2 — тормозной диск; 3 — тормозной щит; 4 — направляющая колодок; 5 — наружная тормозная колодка; 6 — суппорт
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры — возможно, потребуется их замена.
Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.
После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросы нужно заменить новыми.
Антиблокировочная система тормозов ( ABS ) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза. гидроэлектронного модуля управления ( HECU ) и сигнализатора в комбинации приборов Антиблокировочная система также оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов системы.
ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, предотвращая блокировку колес
Система ABS обеспечивает следующие преимущества:
— объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес, датчика угла поворота рулевого колеса, датчика положения дроссельной заслонки. После включения зажигания блок управления подает напряжение на датчики частоты вращения колес. В датчиках используется эффект Холла, они генерируют выходной сигнал в виде прямолинейных импульсов. Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика, установленного на корпусе наружного шарнира привода колеса.
На основе этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
-режим нормального торможения. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тормозные механизмы колес. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндо через входной и обратный клапаны;
Рис. 9.5. Детали стояночного тормозного механизма (для наглядности снята ступица заднего колеса):
1 — тормозной щит; 2,10 — опорные стойки колодок; 3 — передняя колодка стояночного тормозного механизма; 4 — фиксирующая пружина распорной планки; 5 — верхняя стяжная пружина передней колодки; 6 — фиксирующая пластина колодок; 7 — распорная планка; 8 — верхняя стяжная пружина задней колодки; 9 — задняя колодка стояночного тормозного механизма; 11 — разжимной рычаг привода стояночного тормозного механизма; 12 — трос привода стояночного тормоза; 13 — регулировочное устройство; 14 — нижняя стяжная пружина колодок стояночного тормозного механизма
— режим экстренного торможения. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на элект-
ромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается. и подача тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается, выходной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем 8 бачок, что вызывает снижение давления;
— режим поддержания давления. При максимальном снижении давления о рабочем цилиндре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из рабочего
режим повышения давления. Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, давление в котором возрастает.
Для диагностики и ремонта антиблокировочной системы тормозов требуются социальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания. Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубопроводами и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT -4. которую необходимо периодически заменять. Порядок замены тормозной жидкости
и проверка тормозной системы описаны ниже.