Kia Spectra: спектральный анализ
Пришло время прощания с «КИА-Спектра», на которой я намотал больше 140 000 км. Расстаюсь с легкой грустью. Пять лет она служила верой и правдой, а если иногда и подводила, то в основном из-за некачественных комплектующих. В общем, я расскажу все, как было, а вы судите сами.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
В 2006 году «Спектра» была одной из самых популярных бюджетных иномарок в стране (в том году продали более 25 000 таких седанов!), поэтому мы и приобрели ее для длительных испытаний. Комплектацию выбрали самую распространенную – НВ (механическая коробка, гидроусилитель, кондиционер, электропакет, две подушки). Обошлась «Спектра» в июле 2006 года в 360 000 руб. (или 13 320 долл. США по тогдашнему курсу).
Первым серьезным испытанием для темно-красного седана стало участие в марафоне «60 часов «За рулем» (2006, № 10). На старт тогда вышли четыре автомобиля («КИА-Спектра», «Шевроле-Ланос», «Чери-Амулет» и ГАЗ-31105 с двигателем «Крайслер»), а до финиша дошли только три. «Спектра» была признана лучшей: прошла дистанцию без единой поломки, показала среднюю скорость на круге 183 км/ч и расход топлива 13,6 л/100 км (это при длительной езде на максимальной скорости совсем немного).
Более того, на прямых участках испытатели разгоняли машину до 195 км/ч, хотя, по данным производителя, максимальная скорость равнялась 186 км/ч! Разницу, скорее всего, следует списать на погрешность спидометра. После марафона автомобиль достался мне – описывай, мол, дорогой товарищ, опыт эксплуатации. Что я и делал на протяжении пяти лет и ста с лишним тысяч километров.
Просматриваю сегодня записи и понимаю, что по большому счету автомобиль был практически без «родовых болезней». Из явных недочетов, свойственных этой модели, можно вспомнить разве что чересчур заваленное назад водительское сиденье, отчего быстро затекала спина (ликвидировали с помощью нескольких шайб-проставок под салазки в техцентре ЗР) да бракованные радиаторы печки. Пишу во множественном числе неслучайно: вышли из строя три штуки, сейчас под капотом трудится уже четвертый радиатор.
И если первый и второй поменяли по гарантии, то третий пришлось покупать самостоятельно. Пусть обошлось это не слишком дорого (2300 руб. плюс 850 руб. за антифриз), но было очень обидно. Мастера на сервисе рассказывали, что это общая болезнь всех «спектр»: модель в Корее давно снята с производства, поэтому контроль за качеством комплектующих со стороны материнской компании уже не тот…
Самой проблемной деталью оказался радиатор печки. Под капотом стоит уже четвертый! Последний, кстати, оказался самым долговечным: он служит уже полтора года. Цена вопроса – от 1300 руб. за китайский аналог, до 2300 руб. за оригинал.
Согласно сервисной книжке замену ремня ГРМ рекомендуется проводить каждые 75 000 км. На фирменном сервисе, где автомобиль обслуживался первые три года (пока не истекла гарантия), меня честно предупредили: менять его надо уже на 60 000 км! Но попросили за эту операцию совершенно несуразную цену: 16 000 руб. Машине как раз исполнилось три года, и мы решили сэкономить, обслужив ее в зарулевском техцентре. Полный комплект расходников (ремень и два ролика) обошелся в 1500 руб., работа заняла часа два.
А вот дальше была уже моя оплошность, вылившаяся в серьезный ремонт. Поменять ремень второй раз, на 120 000 км, я просто забыл! «Спектра» о моей забывчивости напомнила на 126-й тысяче. Под капотом что-то лязгнуло, стукнуло, хрюкнуло – и двигатель остановился. Хорошо, скорость была небольшой, машин на дороге мало (выходной), да и произошло это в Москве, а не в дальнем путешествии. Поехала печально на буксире моя «Спектра» в наш техцентр.
Вскрытие показало: лопнул как раз ремень ГРМ, причем с самыми печальными последствиями – все 16 клапанов оказались погнутыми. Менять пришлось не только их, но и подшипник, помпу, ролики, прокладку с сальниками… И сам ремень, конечно. Словом, только на запчасти ушло больше 10 000 руб.! Так что вывод один: людям надо верить, а не инструкции…
На 126 000 км лопнул ремень ГРМ. Последствия оказались самыми печальными – погнулись все 16 клапанов!
Другими поломками «Спектра» меня почти не доставала. За все время эксплуатации умер один стартер, один датчик уровня топлива, дважды по месту сварки ломалась направляющая салазок переднего пассажирского кресла и оно принималось гулять взад-вперед. Не стоит винить российскую сборку: узел приходил в сборе из Кореи. Точечная сварка в ближайшем сервисе обходилась каждый раз в 100 руб. Родное сцепление прожило не слишком долго – 65 000 км, накладки износились до заклепок. Новый комплект обошелся в 3500 руб. и отходил уже больше 75 000 км. Надеюсь, послужит еще…
Далеко «Спектра» не бегала, в основном по типичному маршруту: дом – работа – дача. Хотя было в ее карьере и несколько командировок по стране: в Сочи, Санкт-Петербург… В конце первого года жизни «Спектру», мирно стоявшую у обочины, зацепил грузовик и скрылся с места преступления. Ступица огромного колеса (судя по оставленным следам) прошлась вдоль всего бока. Замену переднего крыла и двух дверей (41 000 руб.) оплатила страховая компания; к моему удивлению, детали доставили через неделю, а работы на сервисе заняли всего четыре дня! А еще одной ночью некие «пионеры» отломали штатную антенну. Новая обошлась в сущие пустяки – 600 руб.
Больше ничего неприятного с темно-красным седаном не происходило, но годы берут свое. О многочисленных скрипах, которые досаждают уже давно, даже не говорю. Кузов устал… Передний бампер совсем облез, как и колесные колпаки.
Не так давно весело засвистели – сначала один, а сразу за ним и другой – подшипники задних ступиц. Пришлось покупать задние ступицы в сборе (отдельно подшипники не продаются), а они недешевы: по 2200 руб. Потом пришлось заменить стабилизатор (комплект с втулками – 800 руб.). После очередного ТО на 135 000 км автомобиль придирчиво осмотрели в нашем техцентре и вынесли приговор: машина еще побегает, но с каждым километром будет требовать все более пристального внимания и все больших денежных вливаний – потихоньку подходит срок замены многих важных узлов…
Мы посовещались и решили распрощаться со «Спектрой». Она верой и правдой служила больше пяти лет, выполняла все поставленные перед ней задачи; самое же главное – мы на ее примере собрали неоценимый опыт эксплуатации этой модели. Которым честно делились с вами.
КИЛОМЕТРЫ И РУБЛИ
Итак, какие выводы можно сделать? «Спектра» изначально не блистала ни современным дизайном (еще бы, в Корее ее сняли с производства за два года до нашей покупки!), ни передовыми технологиями. Она была просто хорошим, в меру недорогим и достаточно надежным средством передвижения. А что! Салон просторный, немаркий. Подвеска надежная. Двигатель неплохой. Конечно, он мог быть более экономичным (средний расход топлива – 10,5 л/100 км), но зато с удовольствием потреблял 92-й бензин и не жаловался. А вот заявленная мощность в 102 л.с., извините, ни туда ни сюда. Две «лишние» лошадиные силы подводят под высокий транспортный налог (в Москве до 100 л.с. берут 7 руб. за силу, свыше – уже 20 руб.).
Недешевы оказались и ТО, которые следовало проводить каждые 15 000 км. Меньше чем в 10 000 руб. уложиться никак не удавалось. Поэтому, как только кончилась гарантия, общение с официальным сервисом мы прекратили.
И еще одно наблюдение, которое и подвигло на расставание. До 125 000 км основные расходы шли на топливо: они составляли 80% всей суммы затрат на эксплуатацию. Остальное уходило на запчасти и ремонт. После ситуация стала быстро меняться, и на последних 15 000 км пробега затраты на ремонт составили почти треть всех расходов! При этом все работы мы проводили в нашем техцентре и трудозатраты его сотрудников не учитывались. В реальной жизни к сумме этих расходов надо будет прибавить и оплату работы мастеров…
Тем не менее в целом стоимость 1 км пробега «Спектры» оказалась одной из самых низких за всю историю длительных испытаний редакционных автомобилей – 3,04 руб. за 1 км. Более экономны только вазовские «десятки» (ЗР, 2011, № 7) – 2,24 руб./км. У «Рено-Логан», «ФИАТа-Албеа» и «Мицубиси-Лансер» расходы выше – 2,92 (ЗР, 2011, № 5), 3,02 (ЗР, 2011, № 4) и 3,4 (ЗР, 2011, № 3) соответственно. И это при куда меньшем пробеге!
Пять лет назад автомобиль обошелся редакции в 360 000 руб., сейчас за подобные экземпляры просят порядка 200 000 руб. Даже при перепродаже «Спектра» оказывается весьма выгодной. Кстати, недавно на «ИжАвто» завезли еще около 2000 спектровских машинокомплектов. Так что эта модель снова появится в салонах дилеров. Думаю, эти машины разлетятся очень быстро – модель хоть и неновая, но вполне удачная.
Kia Spectra: о недостатках и достоинствах
Спектр неисправностей «КИА-Спектра» рассматривал сквозь призму статистики Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.
Цены на трехлетние экземпляры с механикой – от 230 тыс. руб., с автоматом – от 260 тыс. Удивительно, но шестилетние авто лишь немногим дешевле – от 220 и 250 тыс. руб. соответственно. Очевидно, модель пользуется спросом. А вот среди угонщиков «спектры» непопулярны. Тем не менее многие новоиспеченные владельцы спешат поставить дополнительную сигнализацию.
Основная претензия к эргономике: запрокинутая подушка сиденья затрудняет работу педалью сцепления, а продублированную в милях шкалу спидометра читать неудобно.
Коммутационный блок, что стоит под капотом, нередко начинает капризничать после 100 тыс. км – слабеет хватка наконечников силовых контактов, отчего они перегреваются и подгорают. При первых сбоях, скажем, в цепи обогрева заднего стекла или прикуривателя снимите блок, разберите его и подожмите контакты-«мамы» на концах токоведущих пластин. Такого ремонта хватает надолго – проверено. Если запустите болезнь, прибор со сгоревшими дорожками придется менять.
ЖЕЛАЕТ ли фирма КИА подорвать престиж «Ижмаша», где нынче собирают «спектры», доподлинно не известно, но с поставляемыми из Кореи автоматическими коробками передач в последнее время ну просто беда. Бывает, разваливается муфта переднего хода, тогда машина просто не едет. Частенько воют планетарные ряды и изнашиваются фрикционы – это чуть ли не самый массовый дефект. Порой агрегат встает в аварийный режим, оставляя включенной третью передачу, – сбои механики в гидроблоке. В этих случаях готовьтесь к дорогостоящему ремонту. Если переключение с первой передачи на вторую стало происходить с заметной задержкой и ударом, то вам повезло. Этот дефект устраняют регулировкой штока, не разбирая коробку. Еще одно «везение» – отказ электромагнитных клапанов, ведь для их замены надо лишь снять поддон.
Дилеры, отдадим им должное, распознают болячки даже по вторичным признакам и ремонтируют коробки с закрытыми глазами. Но что толку, если нет качественных запчастей! Ходят слухи, что автомат F4AEL-K нынче собирают в Китае, отсюда, дескать, и проблемы. Посмотрим, что на это ответит представительство КИА. Пока из-за нехватки нормальных запчастей мастера вынуждены собирать один агрегат из нескольких – лишь тогда клиент покидает сервис более или менее надолго. Мораль: при покупке машины с автоматом не экономьте на диагностике!
Объем багажника – 410 л; кроме того, спинку заднего дивана можно разложить в пропорции 40:60. Однако пользоваться отсеком надо с умом: от перегрузки пострадают задние ступицы.
С механикой проблем куда меньше, но тоже случаются. Так, может открутиться крепеж механизма выбора передач, при этом рычаг болтается, а передачу не включишь. Порой включаешь вторую, а коробка сопротивляется и хрустит – признак кончины синхронизатора. В обоих случаях без ремонта агрегата не обойтись, но по сравнению с починкой автомата это копейки. Бывает, подтекают сальники приводов или штока переключения передач – с этим, как правило, можно ездить еще 20–30 тыс. км, регулярно контролируя уровень масла по щупу и дожидаясь, пока не потечет всерьез. К сцеплению претензий нет, 120–130 тыс. км оно держится.