Любой современный автомобиль имеем аккумулятор, который обеспечивает электроэнергией жизненно важные системы автомобиля. Срок службы автомобильного аккумулятора в нормальных условиях в среднем составляет от 4-х до 5-ти лет и зависит от многих факторов. Любой автомобилист старается продлить срок службы этого источника питания, так как его замена хоть и проста, но довольно дорогостояща. Многие факторы в процессе эксплуатации автомобиля могут продлить срок жизни аккумулятора, но могут так же значительно снизить время его эксплуатации.
Эксплуатация в нормальных условиях
Нормальный срок эксплуатации, предполагаемый производителем, подразумевает целый ряд условий, таких факторов как:
- автомобиль должен иметь надёжную систему зарядки;
- отсутствуют экстремальные температуры;
- источник питания не подвержен тряске и вибрации.
Становится понятно, что нормальные условия эксплуатации на практике обеспечить невозможно. Однако существенно продлить срок службы аккумулятора можно, для этого следует применять нехитрые правила.
Исправность электрооборудования
При эксплуатации свинцовых аккумуляторов, как впрочем, и других типов аккумуляторов следует помнить, что они не любят состояние разряженности. В этом случае происходят химические процессы, которые существенно снижают срок службы АКБ.
У современного автомобиля имеется многочисленные системы и приборы, которые продолжают питаться энергией, приводя аккумулятор в разряженное состояние. А если у автомобиля имеются неисправности в электрооборудовании, которые приводят к потреблению энергии, то АКБ будет постоянно находиться в разряженном состоянии и срок его эксплуатации существенно сократится.
Зачастую автомобилисты не обращают на этот момент особого внимания, вплоть до тех пор, пока проблемы с зарядкой не станут настоящей головной болью и не приведут к дорогостоящей замене. В действительности утечку электроэнергии достаточно просто обнаружить, для этого существует множество полезных приборов.
Следует также учесть то, что если эксплуатация автомобиля не планируется в течение длительного времени, то клемму у аккумулятора лучше отсоединить.
Исправность генератора
Очень большое влияние на срок службы аккумулятора оказывает генератор автомобиля. Исправный генератор выдает рассчитанное напряжение, необходимое для подзарядки источника питания. В случае низкого напряжения его будет не хватать, для своевременного восстановления ёмкости и АКБ будет находиться в постоянно разряженном состоянии.
В результате низкого заряда может произойти сульфатация пластин, а срок эксплуатации значительно сократится. Неисправность реле-регулятора, приводящая к повышенному напряжению в сети автомобиля, так же негативно влияет на состояние аккумулятора. В этом случае происходит перегрев банок, электролит выкипает, оголяя пластины.
Под высоким напряжением сухие пластины начинает коробить, замазка осыпаться, в результате чего может получиться короткое замыкание, приводящее к мгновенной смерти аккумулятора. При загрязнении газоотводящих устройств давление возникшего под воздействием высокого напряжения водорода способно привести к повреждению корпуса батареи.
Температурный режим
Существенное влияние на срок службы аккумулятора оказывает температура, чем она выше, тем быстрее происходят химические процессы в корпусе аккумулятора. Следует учитывать, что у большинства легковых автомобилей, источник питания располагается под капотом машины и существенно повлиять на этот фактор большинство автомобилистов не в силах.
Если автомобиль постоянно эксплуатируется при повышенных температурах, то в этом случае следует систематически проверять уровень электролита в банках и при необходимости повышать его уровень при помощи дистиллированной воды. Эксплуатация при низких температурах так же негативно влияет на срок службы источника питания. В этом случае аккумулятор может подвергаться глубокой разрядке при пуске автомобиля, а постоянное использование дополнительных потребителей приводит к дополнительным нагрузкам.
Вибрация
Вибрация аккумулятора является ещё одним фактором, который влияет на его срок службы. Уменьшение воздействия этого фактора в большинстве своём зависит от самого автомобилиста. При вибрации и резких толчках происходит постепенное разрушение обмазки пластин, а некоторых случаях возможны и повреждения корпуса, приводящие к мгновенной смерти источника питания.
Следует стараться плавно преодолевать участки дорог с повреждённым покрытием на пониженных скоростях, а сам аккумулятор должен быть надёжно закреплён в предусмотренном месте. Значительные вибрации должны устраняться при плановом обслуживании.
Стиль езды
Время жизни аккумулятора так же зависит и от стиля езды его владельца. У владельцев городского транспорта этот срок гораздо меньше, чем у автомобилей осуществляющих движение по загородным дорогам. Это обусловлено тем, что поездка в городских условиях обусловлена частыми пусками двигателя и поездками на короткие расстояния, в которых аккумулятор не успевает восстановить свою ёмкость.
Недозаряженность аккумулятора особенно сильно проявляется при движении в городском цикле в зимних условиях эксплуатации. Помимо частых запусков, использование световых приборов и приборов отопления не позволяет полностью восстановить степень зарядки источника питания автомобиля.
Признаки неисправности аккумулятора
Основным признаком неисправности АКБ является затруднённый пуск автомобиля, особенно в зимнее время. Постоянная зарядка аккумулятора от внешних источников говорит о том, что с ним что-то не в порядке. Вторым признаком является интенсивность проворачивания коленчатого вала автомобиля. Если коленвал еле проворачивается или энергии полностью заряженного АКБ хватает только на пару тройку попыток пуска двигателя, то следует задуматься о его замене.
Аккумуляторы с явными повреждениями корпуса следует менять незамедлительно, мало того что они могут прийти в негодность в самое неподходящее время, но и вылившийся из них электролит существенно повредить автомобиль. Проверить степень заряженности аккумулятора самостоятельно в домашних условиях можно, нажав на сигнал автомобиля, громкий и резкий гудок говорит об его исправности. Однако если срок источника питания больше 5 лет, то проверку его исправности следует проводить на станциях технического обслуживания.
Несколько советов продляющих срок службы
- Не эксплуатируйте разряженный аккумулятор. Если вы передвигаетесь на короткие расстояния особенно зимой, то перед постановкой на стоянку дайте поработать автомобилю несколько минут с отключенными потребителями электроэнергии.
- Облегчайте пуск двигателя. При наличии сцепления всегда при запуске выжимайте его. В зимнее время аккумулятор следует немного перед пуском разогреть. Для этого достаточно перед пуском включить дальний свет на 10-12 секунд.
- Не разряжайте аккумулятор при пуске. Работа стартера не должна превышать 15 секунд, с перерывами между попытками 1 минута. Если в течение 4- 5 попыток автомобиль не завёлся, то следует подумать об альтернативных способах пуска автомобиля или выявить неисправность.
- Периодически проводите техническое обслуживание. При этом следует проверять состояние крепления и корпуса, чистоту клемм и вентиляционных отверстий. У обслуживаемых АКБ проверяйте уровень электролита.
- Периодически заряжайте аккумулятор. Все аккумуляторы плохо переносят разряженное состояние, но особенно это относится к необслуживаемым источникам питания.
- Отключайте электроприборы. При постановке автомобиля на стоянку не забудьте проверить, всё ли вы отключили, некоторые электроемкие приборы могут потреблять электричество и при выключенном зажигании. Если в автомобиле имеется «масса», то лучше отключать её. При длительной стоянке автомобиля лучше полностью отключить аккумулятор, сняв минусовой провод с источника питания.