Братство скоростного кольца
Год назад, отчитываясь о первом 60-часовом Первенстве заводской марки (ЗР, 2005, № 10), мы пообещали: продолжение будет! И вот – вновь стартуют новинки рынка. Выбор пал на такую четверку: «КИА Спектра» (родом из Ижевска), «Шевроле Ланос» (в прошлом «Дэу», ныне выпускаемый в Запорожье), «Амулет» (какого-нибудь «китайца» решено было брать еще год назад, а «Чери» к тому же собран в Калининграде) и «Волга» с двигателем «Крайслер» (как-то поведет себя машина родом из 60-х, получив заокеанский мотор?). География широкая, интерес потребителей к этим моделям велик и бесспорен, а раз так – добро пожаловать на Первенство заводской марки – «60 часов за рулем». Как и в прошлом году, мы заручились поддержкой партнеров: «Лукойл» обеспечил нас топливом, «Мишлен» и «Нокиан» – шинами. Итак, стартует карусель: машины на скоростном кольце полигона и стрелки часов на 60-часовом циферблате.
00:00 В течение предыдущих недель все машины, купленные редакцией для участия в Первенстве, прошли обкатку (около 1500 км) и побывали на первом ТО. Двум участникам потребовался гарантийный ремонт: «Ланосу» сгоряча заменили бензонасос, хотя впоследствии признали виновным в перебоях плохо закрепленный «массовый» провод двигателя. «Волге» – датчик включения вентилятора и… карданный вал по причине несильного стука со стороны шлицевого соединения. Накануне мы провели стандартные замеры динамики – точно такая же процедура предстоит тем, кто дойдет до финиша. Но это будет через 60 часов… А сейчас – старт!
07:33 Привыкнуть можно ко всему. Даже к 190 км/ч на спидометре «Волги»! Играя капотом, все громче «подсекая» выпуском (вот и первый дефект, разбираться с которым предстоит позже – на скорость не влияет), гуляя по двум полосам трассы, она представляет собой роскошное зрелище. Всем водителям понравился «гибкий», сбалансированный мотор. Он честно разгонял дредноут до максимальных 180–190 (на спусках) км/ч. Увы, шасси да и все остальное безнадежно устарело. Колебания кузова, огромные запаздывания на движения рулем, постоянные попытки вильнуть в сторону то передней, то задней осями. Все это смешивается в один безумный коктейль, требующий виртуозного владения машиной. При этом, даже найдя с ней общий язык, в душе понимаешь: случись что на дороге, выкрутиться из опасной ситуации вряд ли удастся. Ямки, сколы асфальта, которые на других авто объезжались играючи, здесь без разбора летели под колеса: главное – удержаться на дороге. По нашему единодушному мнению, на скоростях выше 140–150 км/ч этот автомобиль просто ОПАСЕН! Рекомендуем заводу подумать о принудительном ограничении скорости такой «Волги».
10:03 В первый – пристрелочный – день мы остановились через 10 часов. Машины распределились по скорости, прошли соответственно 1594 («Ланос»), 1642 («Амулет»), 1744 («Волга»), 1793 км («Спектра»), водители вкатились – завтра будем догонять график. Сейчас – обязательная мойка (мошкара облепляет передки сплошным слоем), контрольный осмотр, долив масла. Идем разбираться с «Волгой» – чем она там шумит?
«60 ЧАСОВ ЗА РУЛЕМ»: РЕГЛАМЕНТ
Цель Первенства – оценить выносливость автомобилей; способ – достичь наибольшего пробега за минимальное время. Чтобы одновременно сопоставлять автомобили с разными скоростными возможностями, задается не равный километраж, а одинаковое время – 60 часов. Пять дней примерно по 12 часов автомобили должны двигаться по скоростному кольцу полигона (протяженностью 14,1 км) с максимально возможной скоростью. Фиксируется время в движении, длительность остановок для дозаправки и смены водителей и, главное, неисправности и внеплановые «пит-стопы» для их устранения. Победит тот, кому ремонт не потребуется вовсе или займет минимальное время – то есть самый надежный и выносливый.
Длительность одной остановки для ремонта – не более 60 минут. Если в течение часа неисправность не удается устранить и автомобиль не может продолжить движение, он дисквалифицируется.
Список доступных запчастей и расходных материалов ограничен – комплект ламп, свечи, шины, масла (на одну заправку), охлаждающая жидкость. Во время стоянки вне хронометража разрешается устранять дефекты, не влияющие на безопасность и скорость движения.
[caption align=»aligncenter» width=»150″ caption=»«Волга» не устает избавляться от излишков смазки, которая теперь выбивается из-под сапуна в заднем мосту. Хорошо хоть, коробка передач обсохла и больше не сочится.
13:47 Второй день – «Амулет» выдерживает самые долгие паузы между заправками, раз в два часа с солидным креном заваливаясь на пит-стоп. Глядя на очертания «СЕАТ-Толедо», обманываться не стоит. Вибрирующая при троганье педаль сцепления, бухающие на отбое амортизаторные стойки. К ним в унисон резкий свист из-под капота, а точнее, из впускного тракта на 2000–2500 об/мин. Добавьте сюда тормоза, которые блокируют заднюю ось раньше передней, а термостойкости колодок хватает на одну попытку! 160–180 км/ч мотору не по душе, стоит стрелке тахометра перевалить пятитысячную отметку, «Амулет» становится вялым. Зато демонстрирует спокойные, надежные реакции, комфортное поведение на большинстве неровностей. Да, крены кузова большие, амортизаторы лязгают на трамплинах, но общее поведение машины понятно и прогнозируемо. Ей бы надежности… Впрочем, пока ШРУС стойко держится!
15:15 Вновь неприятности от «Волги», на сей раз совсем мелкие. Левая фара потеряла крепеж: вовремя заметили и накрепко зафиксировали запросившийся было на свободу узел.
23:07 За второй день (мы работали 13 часов) машины прошли 2105 км («Ланос»), 2107 км («Амулет»), 2274 км («Волга») и 2329 км («Спектра»). Более медленная пара показала очень близкие результаты – очевидно, обкатка закончилась и «Шевроле» прибавил. Или это «Амулет» сбавляет? Покажет обязательный вечерний осмотр и завтрашний день.
19:56 Второй день на исходе, а мы еще не показали нашу «квартирку»! Дача на колесах от компании «Автотрэвел» предоставляла кров на случай непогоды, позволяла с комфортом вести протокол, а главное – служила спальней свободным водителям… по крайней мере тому из них, кто первым успевал плюхнуться на широкую кровать.