Рулевое управление
Элементы рулевого управления автомобиля с гидроусилителем руля: 1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка; 3 – промежуточный вал; 4 – картер рулевого механизма; 5 – трубки подвода жидкости к камерам гидроцилиндра; 6 – нагнетательная магистраль гидроусилителя; 7 – насос гидроусилителя; 8 – шланг наполнительной магистрали; 9 – бачок гидроусилителя; 10 – сливная магистраль гидроусилителя; 11 – правый наконечник рулевой тяги; 12 – рулевая тяга; 13 – защитный чехол рулевого механизма; 14 – левый наконечник рулевой тяги.
Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля: 1 – правый наконечник рулевой тяги; 2 – рулевая тяга; 3 – защитный чехол; 4 – цилиндр; 5 – опора рулевого механизма; 6 – скоба опоры рулевого механизма; 7 – трубки подвода жидкости к камерам гидроцилиндра; 8 – картер рулевого механизма; 9 – вал-шестерня; 10 – левый наконечник рулевой тяги.
Места крепления рулевого механизма к подрамнику.
Рулевая колонка: 1 – выключатель зажигания; 2 – вал рулевой колонки; 3 – верхний кронштейн крепления колонки; 4 – верхняя наружная труба; 5 – нижняя внутренняя труба; 6 – нижняя опора рулевой колонки; 7 – верхний карданный шарнир; 8 – промежуточный вал; 9 – нижний карданный шарнир.
Трубка нагнетательной магистрали.
Насос гидроусилителя рулевого управления с датчиком давления: 1 – корпус; 2 – шкив; 3 – штуцер нагнетательной магистрали; 4 – датчик давления; 5 – отверстие наполнительной магистрали; 6 – крышка.
Трубка сливной магистрали.
Рулевое управление автомобиля – с травмобезопасной рулевой колонкой, которая имеет возможность складываться, чтобы исключить получение водителем травм при аварийном наезде автомобиля на препятствие.
Это обеспечивается конструкцией рулевой колонки, состоящей из двух металлических труб. Нижняя внутренняя труба установлена в верхней наружной трубе. При фронтальном столкновении автомобиля с препятствием соединение труб позволяет им перемещаться относительно друг друга.
Рулевой механизм типа «шестерня – рейка». Приводная шестерня, расположенная в рулевом механизме, при повороте рулевого колеса перемещает зубчатую рейку, которая через рулевые тяги с наконечниками, соединенными с поворотными кулаками, поворачивает колеса автомобиля.
Рулевой механизм крепится к подрамнику четырьмя болтами. С левой стороны два болта крепят картер рулевого механизма, а с правой стороны два болта крепят его цилиндр посредством резиновой опоры и скобы.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков. Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир – резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце – резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги. В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом, закрепленным на картере рулевого механизма и на рулевой тяге хомутами.
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо. Рулевая колонка прикреплена к каркасу панели приборов.
На автомобили устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления, служащий для облегчения управления автомобилем.
В систему гидроусилителя входят рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости, соединительные трубки и шланги магистралей.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру – со сливом. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля. При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке на кронштейне, закрепленном на правом брызговике. Для контроля уровня жидкости на полупрозрачный корпус бачка нанесены метки MIN и MAX для двух состояний гидроусилителя: когда рабочая жидкость холодная и когда – горячая после работы гидроусилителя.
Рулевая передача с усилителем
1. Поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на опорах.
3. Извлеките шплинты и отверните гайки крепления цапф шаровых шарниров наконечников рулевых тяг к поворотным кулакам.
4. Съемником OK670 321 019 выдавите цапфы шаровых шарниров наконечников рулевых тяг с поворотных кулаков. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
Для исключения повреждения резьбы цапфы наверните на резьбу временную гайку.
5. Снимите каталитический нейтрализатор.
6. Отсоедините возвратный и напорный шланги. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
При отсоединении шлангов используйте ветошь или подходящий контейнер для сбора жидкости из гидравлической системы усилителя рулевого управления.
7. Снимите промежуточный вал.
8. Выверните четыре болта крепления рулевой передачи.
9. Переместите рулевую передачу влево и извлеките правую рулевую тягу через отверстие в арке крыла.
10. Снимите рулевую передачу с правой стороны автомобиля.
1. Закрепите рулевую передачу в тисках, губки которых закрыты латунными пластинами.
2. Снимите маслопроводы.
3. Перед отворачиванием наконечника рулевой тяги отметьте взаимное расположение рулевой тяги, контргайки и наконечника рулевой тяги.
4. Ослабьте контргайку и отверните левый наконечник рулевой тяги с рулевой тяги.
5. Снимите малый хомут крепления защитного чехла рулевой тяги.
6. Снимите проволочный хомут крепления защитного чехла рулевой тяги.
7. Снимите защитный чехол.
8. Отделите рулевую тягу от зубчатой рейки.
9. Отверните контргайку фиксации пробки и выверните пробку.
10. Снимите пружину и скользящий упор.
11. Снимите пружинное стопорное кольцо регулирующего клапана.
12. Снимите масляное уплотнительное кольцо.
13. Выверните два болта крепления корпуса регулирующего клапана.
14. Снимите корпус регулирующего клапана и узел регулирующего клапана.
15. При необходимости снимите прокладку из картера рулевой передачи.
16. Снимите уплотнительное кольцо.
17. Снимите низкий подшипник шестерни из картера рулевой передачи.
18. Резиновым молотком выбейте шестерню и узел регулирующего клапана из корпуса.
19. Снимите четыре тефлоновых регулировочных прокладки из узла регулирующего клапана.
20. Специальным инструментом выбейте подшипник из корпуса регулирующего клапана.
21. Специальным инструментом вращайте втулку зубчатой рейки, пока зацеп не совместится с пазом в картере рулевой передачи.
23. Снимите зубчатую рейку с правой стороны рулевой передачи.
24. Снимите втулку с зубчатой рейки.
25. Снимите уплотнительное кольцо круглого сечения.
26. Специальным инструментом снимите уплотнительное кольцо, ударяя молотком по зубчатой рейке.
27. Инерционным молотком и съемником извлеките уплотнительное кольцо зубчатой рейки.
1. Проверьте детали рулевой передачи на отсутствие трещин или повреждений, а также на неравномерность износа зубьев рейки. При необходимости замените изношенные детали.
2. Проверьте уплотнительные кольца на отсутствие неравномерного износа и повреждений. При необходимости замените изношенные детали.
1. Установите уплотняющие кольца и кронштейны ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
Установите торец пружины и выступы уплотнительных колец на специальный инструмент.
2. Специальным инструментом установите уплотнительное кольцо на зубчатую рейку.
3. Специальным инструментом установите уплотнительное кольцо круглого сечения на поршень.
4. Установите на торец зубчатой рейки защитный колпачок и по колпачку установите втулку.
5. Установите на зубчатую рейку защиту масляного уплотняющего кольца, как показано на рисунке. Установите зубчатую рейку с защитой в картер рулевой передачи.
6. Молотком и специальным инструментом установите нижний подшипник в корпус регулирующего клапана.
7. Если проводилась замена корпуса клапана, узла регулирующего клапана или картера рулевой передачи, подберите регулировочные прокладки при установке корпуса регулирующего клапана.
Если замена деталей не проводилась, установите все ранее снятые прокладки.
8. Специальным инструментом установите тефлоновые регулировочные прокладки в узел регулирующего клапана.
– установите первое уплотнительное кольцо (наиболее близкое к подшипнику), перемещая толкатель к первой канавке.
– установите прокладку, перемещая большой конец оправки по уплотнительному кольцу.
– перед установкой второй прокладки установите распорную втулку в корпус регулирующего клапана, как показано на рисунке. Установите прокладку, используя оправку и толкатель.
– перед установкой третьей прокладки установите две распорных втулки в корпус регулирующего клапана.
Проверьте, что две распорных втулки установлены как одно целое. Установите третью прокладку.
– чтобы устанавливать четвертую прокладку, переверните вторую распорную втулку так, чтобы маленькие концы распорных втулок встретились на узле регулирующего клапана.
9. Вставьте узел регулирующего клапана в корпус и удостоверьтесь, что он установился должным образом.
10. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения.
11. Установите корпус с узлом регулирующего клапана и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Момент затяжки: 21–26 Н•м .
12. Специальным инструментом установите подшипник.
13. Специальным адаптером установите прокладку.
14. Установите скользящий упор.
15. Установите пружину.
16. Нанесите тонкий слой герметика на резьбу пробки. Вверните пробку и затяните ее требуемым моментом.
Момент затяжки: 19,6 Н•м.
18. Затяните пробку скользящего упора моментом затяжки 4,9 Н•м, затем ослабьте ее на 67,5°
19. Специальным инструментом ОК130 322 020 измерьте момент проворачивания вала рулевой передачи.
Момент проворачивания в центре зубчатой рейки ± 90°: 0,8–1,3 Н•м.
20. Если момент проворачивания не соответствует требуемым значениям, повторите шаги 18–21.
21. Затяните контргайку моментом 39–49 Н•м.
22. Установите рулевые тяги.
23. Совместите шайбу с углублением зубчатой рейки и загните ее.
24. Надвигая по рулевым тягам установите защитные чехлы рулевой передачи.
25. Закрепите большую сторону чехла проволокой обернув ее на два оборота и закрутите концы проволоки 4–4,5 раза. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
Будьте осторожны, чтобы не повредить провод крепления чехла.
26. Закрепите чехол с меньшей стороны хомутом..
27. Наверните контргайку левой рулевой тяги и совместите метки, нанесенные перед выворачиванием гайки. Наверните наконечник левой рулевой тяги и совместите метки, нанесенные перед выворачиванием наконечника. Затяните контргайку наконечника рулевой тяги.
1. Установите рулевую передачу с правой стороны автомобиля.
2. Соедините промежуточный вал с валом шестерни рулевой передачи и закрепите стяжным болтом.
Момент затяжки: 18–26 Н•м
3. Подсоедините возвратный и напорный шланги.
Момент затяжки: 39–59 Н•м
4. Закрепите рулевую передачу болтами и гайками.
Момент затяжки: 37–52 Н•м
5. Установите каталитический нейтрализатор.
Момент затяжки: 37–52 Н•м
6. Установите цапфы шаровых шарниров наконечников рулевых тяг в поворотные кулаки. Наверните гайки крепления цапф, затяните их требуемым моментом.
Момент затяжки: 37–52 Н•м
7. Установите шплинты.
Момент затяжки: 88–118 Н•м
9. Опустите автомобиль.