Мифы и реальные проблемы двигателей 1.6 Kia и Hyundai
Корейский двигатель серии Gamma получил огромное распространение, в том числе и на российском рынке.
Можно выделить моторы поколения Gamma I и Gamma II. Первые устанавливали на автомобили Rio и Solaris с 2010 по 2016 год.
На смену первому поколению мотора пришел двигатель Gamma II. Кроме Kia Rio и Hyundai Solaris его можно встретить на Hyundai Elantra, i30, Creta, а также Kia Rio X-Line, Сeed и Cerato.
Особенности конструкции
Это четырехцилиндровый, четырехтактный рядный бензиновый двигатель, имеющий два распредвала и 16 клапанов. Распределительные валы двигателя расположены вверху ГБЦ. Один распредвал контролирует работу впускных клапанов ГРМ, второй – выпускных. Изготовлены распредвалы путем напрессовки кулачков на трубу. Управление работы кулачками происходит через цилиндрические толкатели.
Газораспределительный механизм двигателей Gamma имеет цепной привод. Подтяжка цепи производится при помощи гидромеханического натяжителя. На ДВС разных поколений может отличаться момент открытия и закрытия клапанов. У Gamma первого поколения изменяется положение распредвала впускных клапанов, а у второго поколения изменяется положение обоих валов.
Двигатели Gamma имеют распределенную систему впрыска топлива. Каждая свеча оборудована отдельной катушкой зажигания.
Мифы о двигателях Kia и Hyundai
- Блоки цилиндров из алюминия, а потому неремонтопригодны. На самом деле блоки цилиндров легко поддаются установке новых тонкостенных гильз из чугуна. Это позволяет произвести капремонт двигателя несколько раз. По стоимости эта процедура почти одинакова с восстановлением чугунного блока. Причем в большинстве случаев есть возможность произвести ремонт без замены поршней.
- Ресурс мотора 180 тыс. км, после чего его можно выбрасывать. На деле же при бережной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании двигатели этих моделей могут отъездить более 400 тыс. км. Важными условиями этого являются замена моторного масла каждые 7,5-10 тыс. км, недопущение перегрева мотора и заправка чистым топливом.
- Цепь ГРМ не отличается надежностью. При регулярной замене масла в двигателе и спокойном стиле вождения цепной привод может выдержать 150-200 тыс. км. В некоторых случаях цепные звездочки изнашиваются быстрее, чем сама многорядная цепь.
- Ненадежная конструкция фазовращателей. Нарекания в адрес фазовращателей скорее единичные случаи, чем закономерность. Причина их поломки опять-таки кроется в отсутствии регулярной замены моторного масла и низком его качестве.
- Двигатели изготовлены в Китае, поэтому ненадежны. ДВС Solaris и Rio действительно производятся в КНР, однако их выпуском занимаются заводы Hyundai Motor Co. Это означает, что качество моторов гарантируется корейским производителем.
- Конструкция коленвалов имеет всего 4 противовеса, что приводит к сильному их изгибу, даже гораздо большему, чем у «поперечных» моторов ВАЗ. Действительно, коленчатые валы корейских моторов подвержены более высоким нагрузкам. Однако ремонтная практика показывает, что коренные и шатунные шейки после больших пробегов имеют минимальный износ. Достаточно вместо старых установить новые вкладыши.
Реальные проблемы двигателей Kia и Hyundai
- Поскольку поршни укороченные и облегченные, быстро появляется их люфт в цилиндрах. Действительно, поршни двигателей Gamma не относятся к классу моторов-«миллионников», выпускавшихся в последние десятилетия прошлого века. Однако недорогой ремонт по замене поршней с кольцами и ГБЦ через 200 тыс. км позволяет увеличить срок эксплуатации двигателя.
- Большим недостатком двигателя является отсутствие гидрокомпенсаторов. Согласно регламенту ТО регулировка клапанов должна производиться каждые 90 тыс. км. Однако на практике необходимость в этом возникает позже обозначенного пробега. Более пристальное внимание к зазору клапанов требуется на двигателях с ГБО. Нужно признать, что отсутствие гидрокомпенсаторов действительно может создать некоторые проблемы.
- На холостом ходу двигатель отличается шумностью работы. Это так, на холостом ходу может прослушиваться «стрекотание» работы топливных форсунок. Звук действительно не из приятных, но при условии, что мотор полностью исправен, это будет единственный заметный источник шума.
- При разрушении катализатора поршни приходят в негодность. Учитывая отечественные условия эксплуатации, керамический блок катализатора любого автомобиля долго не работает. Для каталитического нейтрализатора лучше всего, когда он расположен как можно дальше от двигателя. Это предусмотрено конструкцией выхлопной системы такой марки как Renault, но не Hyundai. Керамические осколки нейтрализатора действительно могут оказаться в цилиндрах и повредить их поверхности.
Последний пункт, пожалуй, и является главным недостатком таких моторов. А предпосылок для выхода из строя каталитического нейтрализатора может быть несколько:
Причина 1. Перебои в работе системы зажигания, приводящие к накоплению в керамическом блоке остатков несгоревшего топлива.
Причина 2. Заправка некачественным топливом и чрезмерное использование топливных присадок.
Причина 3. При движении по большим лужам могут возникать термоудары или механические повреждения деталей выхлопной системы.
Выводы
Можно смело сказать, что на отечественном автомобильном рынке двигатели 1.6 концерна Hyundai/Kia с распределенным впрыском – одни из самых беспроблемных. По надежности их можно поставить в один ряд с французским К4М от Renault.
- За семь первых лет владения Шнивой на ремонты ушло 200 тысяч рублей.
- «За рулем» можно читать в Телеграм.
Подготовлено по материалам статьи «Мифические и реальные проблемы двигателя Hyundai и Kia» Алексея Ревина.
Kia Rio 2 (2005-2011) — в погоне за эталоном
Kia Rio второго поколения вышел в свет в 2005 году, а в 2006 году начались его продажи. По сути Rio является двойником Хендай Верна, дебютировавшим в 2005 году. В 2009 году Kia Motors обновила Rio. Изменения коснулись решетки радиатора, передних и задних бамперов, фар, панели приборов, рулевого колеса и кресел. Рестайлинг увеличил длину автомобиля на 10 см.
С декабря 2006 года Киа Рио 2 собирался в Ижевске, а с 2010 года крупноузловая сборка продолжалась в Калининграде.
Двигатель
Автомобиль в России предлагался только с бензиновым мотором объемом 1,4 л. На Kia Rio, собранных для других стран, кроме того устанавливались бензиновый 1,6 л и дизельный 1,5 л. Совместно с мотором 1,4 л предлагалась как 5-ступенчатая механика, так и 4-скоростная автоматическая коробки передач.
Мотор 1,4 л (97 л.с.) получил обозначение G4EE и представлял собой 4-х цилиндровый шестнадцати клапанный двигатель с двумя верхними распредвалами. Распределительный вал выпускных клапанов приводится во вращение зубчатым ремнем, а впускных клапанов — цепью, связанной с распредвалом выпускных клапанов. Зазоры в приводе клапанов регулируются гидрокомпенсаторами.
Мощности агрегата для работы в паре с МКПП вполне хватает, а вот с автоматической коробкой передач о лихих обгонах придется позабыть. В целом двигатель вполне надежен и не доставляет хлопот.
Жалобы владельцев вызваны небольшими особенностями работы мотора, такими как дизельный звук мотора после запуска по утрам и постукивание цепи. При пробеге более 20 — 30 тыс. км на непрогретом двигателе порой начинают стучать гидрокомпенсаторы. Иногда посторонний «стук» исчезает после замены масла. Как правило, все эти стуки не прогрессируют и не являются индикатором неисправности двигателя.
После 130 — 150 тыс. км возможно вытягивание цепи ГРМ впускных клапанов. Насос системы охлаждения ходит более 120 — 150 тыс. км.
Часть владельцев беспокоит большой расход топлива при эксплуатации автомобиля в городском цикле. При этом мотор потребляет до 13 — 14 л с АКПП и 12- 13 л с МКПП. Но тут нельзя ничего поделать, это его особенность. Ситуацию может исправить перепрошивка ЭБУ двигателя, но официальные сервисы таких услуг не предоставляют.
Коробка передач
Механическая коробка передач не менее надежна, чем двигатель. Но и она не лишена своих «особенностей», таких как «подвывание» при движении на 1-ой и 2-ой передачах, а так же хруст при резком переходе с 1-ой на 2-ую.
Сцепление ходит не менее 100 000 км, но некоторым пришлось его заменить уже при пробеге 70-80 тыс. км (около 7500 рублей вместе с выжимным и работой). Выжимной подшипник иногда отказывал еще раньше (при пробеге 50 — 70 тыс. км) по причине разрушения втулки, удерживающей его (4500 рублей вместе с работой). После долгого перемещения в пробке при старте может появиться вибрация, вызванная перегревом сцепления.
При выжиме сцепления при пробеге более 30-50 тыс. км могут появиться щелчки, источник которых кончик пружины возврата педали, задевающий за конструкцию.
Автоматическая коробка передач в целом надежна. Особенность ее работы — «пинок» (рывок) при переключении с 1-ой на 2-ую. Нередко после перепрошивки двигателя неприятный толчок исчезает. Небольшому количеству владельцев пришлось столкнуться с заменой текущих сальников приводов. Самым «неудачливым» (которых единицы) из-за вышедшего из строя насоса коробки пришлось заменить пакет фрикционов. Благо произошло это в гарантийный период при пробеге 50 — 60 тыс. км. Смета составила около 30 тыс. рублей.
Ходовая
Рулевое управление Kia Rio II с электроусилителем. Его особенность — появление постукивания и дребезжания при движении по неровной дороге. Причина этого явления — отсутствие или недостаток смазки в шлицевых соединениях вала редуктора и промежуточной муфты электродвигателя ЭУР. Лечится наполнением шлицевых соединений смазкой. Данный дефект может проявиться уже при пробеге более 20 — 30 тыс. км.
Подвеска с трудом выживает в условиях жесткой эксплуатации по отечественным дорогам. Первыми, как правило, сдаются стойки стабилизатора — при пробеге более 30 — 50 тыс. км. Дальше, на отметке 50 — 80 тыс. км, пасуют амортизаторы, чаще задние. Об их «предсмертном» состоянии проинформируют появившиеся стуки и бряки. В морозы стуки подвески вызваны болтающимися пыльниками штока амортизатора. Рулевые наконечники, шаровые и салентблоки рычагов ходят более 70 тыс. км. Ступичные подшипники редко требуют замены при пробеге менее 120 — 140 тыс. км.
Передние тормозные колодки придется заменить через 40-50 тыс. км, тормозные диски — 70-80 тыс. км. Одна из проблем, возникающих с тормозной системой — подклинивание задних тормозов после длительной стоянки или их блокирование после отпускания педали тормоза, причем на машинах с АБС колеса не разблокируются. Феномен это редкий и возникает не часто.
Кузов и салон
К кузову и качеству лакокрасочного покрытия больших претензий нет. Если машина не попадала в ДТП, то появление следов коррозии маловероятно. Передние фары нередко потеют.
В отделке интерьера салона применены материалы не самого лучшего качества. А потому пластик легко царапается, и скрипы — не редкость. Посторонние звуки появляются в центральных стойках, в районе бардачка, салонного фонаря и лампы освещения. Иногда скрипит пластиковая накладка перед лобовым стеклом. Бывает «звучит» и спинка заднего сиденья.
Стук в водительском сиденье при поперечной раскачке и вхождении в крутые повороты, вызван конструктивной недоработкой механизма регулировки высоты подъема сиденья.
Другие проблемы и неисправности
Расположение блока климат контроля в небольшом Киа Рио для рослых автовладельцев может обернуться неприятностью. Ручка включения кондиционера/климата легко повреждается при «незапланированном контакте» с коленом водителя.
Если неожиданно зимой вместо теплого воздуха стал дуть холодный, а летом наоборот — вместо холодного теплый, достаточно повторно выключить и включить систему кондиционирования. «Глюк» редкий, но иногда появляется.
Впрочем, электрика Kia Rio, хоть и не имеет ярко выраженных и повторяющихся отказов, но бывает живет своей жизнью. Причем эти «выхлопы» несистемны и редко повторяются на одном автомобиле. Среди них — обнуление счетчика пробега(одометра), глюк концевика ручника и указателя уровня топлива.
Заключение
В итоге можно быть уверенным, что Kia Rio второго поколения — неплохой автомобиль за свои деньги. Ему бы покрепче подвеску, да получше пластик салона, и Kia Rio II стал бы настоящим бестселлером. Его козыри — достаточно надежная конструкция двигателя и трансмиссии.