Проверка катализатора через elm327 киа

Забило, развалился катализатор. Признаки и определение через ELM327

У меня есть много статей про катализатор, например, очень полезная — как его проверить. Там я использовал различные методики, однако все может оказаться гораздо проще. Сейчас на современных авто имеется два датчика кислорода (они же «лямбда-зонты») один перед этим «фильтром», другой после. Так вот – если грамотно считать с них показания, то можно примерно оценить состояние и износ каталитического нейтрализатора. В общем статья очень полезная, как обычно будет и видео версия в конце …

Развалился катализатор - определение

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Сложность проверки катализатора заключается в том, что просто так его снять и посмотреть очень сложно! А тем более если машина у вас каталась хотя бы 50 – 70 000 км, то сделать это сложно вдвойне. Потому как болты прикипают, их чуть ли не срезать нужно.

Можно конечно залезть через «лямбду-зонт» например эндоскопом, но ее также нужно открутить, а с ней может быть аналогичная ситуация что и с креплениями.

Хотелось бы без разбора и прочих танцев с бубном — и знаете, такой метод есть.

ELM327 в помощь

Да – да, именно через него. Я вообще считаю, что он должен быть у каждого автовладельца, особенно современных авто, где куда датчиков и прочий электроники (у меня есть подробная статья, в ней я четко и по полкам рассказал, что и как настраивать)

Читайте также:  Привод переднего моста киа спортейдж

Для тех, кому лень читать, немного расскажу – ELM327 это определенный сканер, который может читать показания различных датчиков и скидывать ошибки (в том числе и CHECK ENGINE).

elm-327

Эти устройства есть как проводные, так и работающие без проводов (через Bluetooth или WIFI). Вам нужно установить его в специальный разъем на автомобиле обычно это OBD2 и подключить к своему смартфону или планшету.

Однако чтобы считать ошибки и показания, вам нужно установить на смартфон или планшет специальную программу, сейчас самая популярная это TORQUE.

TORQUE

Будем считать, что все мы это сделали, это элементарно. Но для тех, кто все же это не понимает, смотрим вот это видео, все расстановится на свои места.

Диагностика катализатора

Я буду считать, что все просмотрели это видео и сейчас все могут настраивать программу и наш сканер.

После того как мы наладили подключение с автомобилем, в программе, вам нужно добавить специальные окна. Я вам настоятельно рекомендую «графики»

Нажимаем и держим на пустом экране в открытой программе – далее «добавить прибор» — в списке ищем пункт – «НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — затем повторяем все тоже самое, только добавляем «НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1».

Второй набор датчиков «CAT B1S1» и «CAT B1S2» — они показывают температуру до катализатора и после.

Теперь запускаем двигатель, и ждем, чтобы машина прогрелась до рабочей температуры, летом хватит 5 – 7 минут.

И вот теперь начинаем считывать показания с первых датчиков по напряжению, важно чтобы обороты были холостые (газовать не нужно):

«НАПРЯЖЕНИЕ 1-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — это первый лямбда-зонт, его график будет идти то вверх, то вниз, это абсолютно нормально. Это говорит нам о том, что ЭБУ корректирует подачу воздушно-топливной смеси. То обогащая ее, то обедняя.

Первый и второй датчики

«НАПРЯЖЕНИЕ 2-ГО ДАТЧИКА 02 БАНКА 1» — вот это для нас самый интересный параметр. Нормальное его значение колеблется в районе 0,7 – 0,9. Причем желательно чтобы график был как можно прямее, без волн и скачков. О чем нам это говорит? Все просто – катализатор дожигает вредные газы, и через второй лямбда-зонт проходит большое количество кислорода. Значит он работает правильно.

Правильный график

Если график находится на уровне 0,5-0,6 или тем более 0,1-0,2 – то это плохо! Значит катализатор, уже плохо очищает отработанные газы (его поверхность износилась) и его скоро нужно будет менять

Плохой график

НАБОР «CAT B1S1» и «CAT B1S2» — первый показывает температуру до катализатора, второй после. Так вот у нормально работающего элемента, показанию до (CAT B1S1), будут выше, чем показания после (CAT B1S2), примерно на 10%. Происходит это потому что газы вырывающиеся из двигателя максимально разогреваются в катализаторе, но выходя из него немного остывают (на 7-10%).

Температура катализатора

Если показания и на первом датчике температуры и на втором одинаковые, то это говорит что скорее всего каталитический нейтрализатор посыпался. И газы идут напрямую. Нужно менять

Как видите все легко и просто. Не нужно ничего разбирать и откручивать все понятно и так.

Минусы такого метода

Конечно же есть и минусы (куда же без них). Начнем и программы – не всегда (не на всех автомобилях) отображаются показания первого лямбда-зонта. Конечно это не критично, все же нам важны показания со второго (а практически всегда отображается). Но хотелось бы иметь полную картину.

НУ и последнее, этот тест показывает износ, забитость и полностью разрушение катализатора. То есть если процесс у вас только начался (сыплется передняя часть), то его можно и не увидеть, тут только эндоскоп или полностью снятие.

Сейчас видео версия, там все разжевано «от и до».

На этом заканчиваю, думаю мои материалы были вам полезны. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР

(28 голосов, средний: 4,36 из 5)

Источник

Как узнать, что забился катализатор в автомобиле?

принцип работы катализатора

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – это часть выхлопной системы всех современных автомобилей. Он устанавливается по экологическим требованиями и снижает количество вредных веществ, содержащихся в выхлопе автомобиля.

Внутри него находятся металлические и керамические соты, покрытые иридиево-платиновым сплавом. После нагрева выхлопными газами он дожигает содержащиеся в них углеводороды, оксиды азота и угарный газ до более безопасных соединений. При этом платина и иридий ускоряют этот процесс.

Почему нужно проверять катализатор

Чистый катализатор никак не влияет на работу двигателя и практически не снижает его мощность. Но забитый катализатор доставляет проблемы, мотор начинает задыхаться, падает мощность, вырастает потребление топлива. При этом он не очищает от загрязнений, а наоборот, в выхлопе содержится повышенная концентрация сажи и других вредных компонентов. Со временем на приборной панели загорится индикатор CHECK, а это уже тревожный знак, сигнализирующий о том, что деталь придется снимать для очистки и, возможно, потребуется его удаление или замена.

Для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно периодически диагностировать состояние катализатора. Это важно делать и при покупке подержанного автомобиля, чтобы в точности оценить его состояние.

Основные принципы диагностики катализатора

В стандартных автомобилях с четырехцилиндровыми рядными бензиновыми моторами применяется два кислородных датчика, которые еще называют лямбд-зонд. Один устанавливается перед катализатором — это верхний или первый, другой за ним, он называется нижний или второй.

Основная задача этих датчиков — определение концентрации кислорода в отработанном выхлопном газе. Данные от первого лямбда-зонда передаются в электронный блок управления, который регулирует подачу топлива для достижения оптимальных параметров топливовоздушной смеси. Если кислород в избытке, он добавляет топлива, если кислорода мало – он ограничивает подачу. Это позволяет двигателю работать в оптимальном режиме.

принцип работы лямбда-зонда

Второй лямбда-зонд помогает в дополнительной корректировке смеси, он также контролирует процесс дожигания вредных компонентов в катализаторе. Если весь кислород тратится на дожигание этих веществ, то в второй лямбда-зонд выдает импульс высокого напряжения, сигнализируя, что кислород в выхлопных газах не содержится и катализатор работает нормально. В случае, если второй лямбда-зонд показывает наличие кислорода или, того хуже, работает в том же режиме, что и первый датчик — это означает, что катализатор не справляется со своей основной функцией и ему требуется дополнительная диагностика.

Именно на разнице в показаниях двух лямбда-зондов и базируется самостоятельная диагностика каталитического нейтрализатора.

Проверка катализатора

Наиболее точный метод проверки катализатора – при помощи эндоскопа через лямбда-зонд. В этом случае можно своими глазами увидеть в каком состоянии он находится и что делать с ним дальше. Но для этого придется ехать на СТО, поскольку эндоскоп есть далеко не у всех автовладельцев. Кроме того, существуют другие способы проверки катализатора не снимая его и не требующие сложного оборудования.

адаптер OBD2

Проверка узкополосного датчика кислорода делается при помощи приспособления, которое можно купить в специализированном магазине. Это адаптер OBD2, который подключается непосредственно к диагностическому разъему, после чего передает сигнал на телефон. Понятно, что для систем Android и iOS потребуется разное программное обеспечение.

Перед началом диагностики автомобиль полностью прогревается, желательно даже проехаться на нем в течение нескольких минут. Дело в том, что катализатор начинает эффективно работать при температурах порядка 700 °С, а до этого показания лямбда-зондов ЭБУ просто игнорирует. После прогрева адаптер OBD2 подключается при включенном двигателе, а любая дополнительная нагрузка – печка, кондиционер, фары, отключаются. Для работы понадобится одно из двух приложений TORQUE или Car Scanner Pro, которые можно скачать в интернете. Рассмотрим работу каждого из приложений.

TORQUE

Перед началом работы необходимо создать профиль, что делается очень легко. При его создании нужно указать основные параметры вашего авто. Например, если нужно проверить катализатор на Киа Рио, вводятся данные этой модели в конкретной модификации.

После нажатия на значок приборной панели необходимо найти пустой экран, после его удерживания появится окно «Добавить прибор», затем таблица, в которой нужно выбрать функцию «График», а в ней первый и второй лямбда-зонд (они могут называться датчиками кислорода или по-английски O2 Bank Sensor). Выбранные датчики подсвечиваются зеленым цветом.

интерфейс программы TORQUE

Датчики поочередно выбираются с указанием размера графика «Большой», а на экране появится график работы каждого из датчиков при работающем двигателе. Мотор все это время должен работать на холостых оборотах и не остывать. Графики удобно размещаются на экране и по ним можно анализировать состояние каталитического нейтрализатора.

Работа первого лямбда-зонда должна отображаться в виде синусоиды. Это означает, что ЭБУ постоянно регулирует состав топливовоздушной смеси, то обогащая, то обедняя её для достижения оптимальной мощности при минимальном расходе топлива. Верхняя часть волны отражает низкое количество кислорода, нижняя – избыточное количество кислорода.

На графике работы второго лямбда-зонда весь кислород должен выгореть и не оставаться в выхлопных газах. При этом на графике должно указываться стабильно высокое напряжение, выше показателя 0,6, в виде прямой линии. Если график гуляет, можно несколько раз нажать на педаль газа и подождать около минуты, при исправном катализаторе картина стабилизируется. Важно, чтобы графики обоих датчиков были масштабированы одинаково.

нормальный график работы датчиков в программе

Если график второго лямбда-зонда нестабилен, а еще хуже, повторяет график первого датчика, с катализатором серьезные проблемы. Это означает, что нужно немедленно отправляться на дополнительную диагностику при помощи эндоскопа.

Car Scanner Pro

Работа с приложением Car Scanner или Car Scanner Pro во многом схожа с TORQUE. Он подключается к адаптеру, при необходимости заполняется профиль по вашему автомобилю. В программе предлагается несколько вариантов вывода данных. Предпочтительно будет выведение двух графиков работы лямбда-зондов.

Но при работе с Car Scanner часто возникает проблема. Нижний график, который должен быть стабильным, показывает впадины и пики, от которых владелец начинает паниковать. В этом случае нужно внимательно посмотреть на вертикальную ось, как правило, если на графике первого датчика она масштабирована от 0 до 1, то на втором – от 0,8 до 0,9 и на ней отражаются малейшие отклонения данных. Чтобы успокоить себя, нужно во втором графике задать значения от 0 до 1. Для перестройки параметров графика по нему нужно стукнуть пальцем дважды, после чего появится окно для изменения настроек.

интерфейс работы программы Car Scanner Pro

Другой способ диагностики на Car Scanner – зайти в мониторинг ЭБУ. Внизу должен полностью загрузиться индикатор в виде полоски. После этого пролистать вниз и найти строку «Контроль катализатора». Если рядом есть надпись «Тест пройден», с ним все нормально. При этом нужно обратить внимание, что минимальное значение 100 %, максимальное значение 655 %, если показатель находится в этих пределах – каталитический нейтрализатор работает нормально.

Применяя недорогой адаптер и одно из двух приложений, можно легко и быстро определить состояние катализатора в автомобиле. Эти методы помогут подтвердить его исправность или укажут на наличие проблемы. И только тогда нужно подключать профессиональную диагностику, необходимую для проведения качественного ремонта.

Видео: Как быстро и легко проверить катализатор автомобиля

Источник

Оцените статью