- Признаки неисправности рулевой рейки, которые нельзя игнорировать
- Чего не «любит» рулевая рейка
- Последствия неисправности рулевой рейки
- Виды рулевых реек
- Механические
- С гидроусилителем
- С электроусилителем
- Коротко об устройстве
- Признаки неисправности рулевой рейки
- Признаки неисправностей рулевой рейки с ГУР
- С электроусителем
- Механическая
- Причины неисправности рулевой рейки
- Износ зубьев
- Выработка на втулке
- Износ червячной пары
- Ошибки в настройке
- Механическая
- ГУР
- С ЭУР
- Диагностика рулевой рейки на исправность
- Ищем места люфтов и стуков
- Стоит ли ремонтировать?
- Что можно сделать самому
- Как обслуживать гидроусилитель, чтобы продлить срок службы рулевой рейки
Признаки неисправности рулевой рейки, которые нельзя игнорировать
П ервые признаки неисправность рулевой рейки: появление гула на поворотах, утечка жидкости ГУР, стуки в передней оси при движении, большой люфт рулевого колеса и т.д. (подробности ниже).
В наиболее сложных случаях ухудшается управляемость автомобилем, что особенно опасно при движении на скорости.
Ниже поговорим об опасных факторах для рулевой рейки, последствиях ее поломки. Отдельно приведем конструктивные особенности, причины и признаки поломки механических устройств, а также с ГУР и электроусилителем. Дадим рекомендации по поиску люфтов и актуальности ремонтных работ.
Чего не «любит» рулевая рейка
Низкое качество дорог создает дополнительную нагрузку на реечный рулевой механизм, который не любит плохих покрытий и быстрее изнашивается.
При этом не важно, какой автомобиль вы эксплуатируете: Лада Калина, Приора, Гранта, ВАЗ 2114 или популярный Форд Фокус 2.
Преждевременные повреждения легко объяснить, ведь при движении по ухабам на систему воздействуют постоянные удары.
Раньше на старых автомобилях предусматривались дополнительные рейки, которые устанавливались в верхней части и имели длинные рулевые тяги для демпфирования ударов.
Такие «усы» соединялись с сошками стоек, что снижало нагрузку и продлевало срок службы.
В новой конструкции рулевые тяги соединяются с поворотными кулаками. Они имеют меньшую длину и более прямые, что сводит на «нет» смягчение удара на ухабах.
Неровности дороги передаются к зубчатой рейке, находящейся между колесами передней оси. Как результат, реечный механизм служит меньше и быстрее выходит из строя.
При появлении первых проблем их ремонтируют, перебирают и восстанавливают.
Но такие процессы занимают много времени, требуют немалых расходов и не гарантируют надежности.
Последствия неисправности рулевой рейки
Главный негативный момент, связанный с повреждением рулевой рейки — риск потери управляемости машиной.
И если на начальном этапе неисправность появляется в виде гула, стука или скрипа, при дальнейшем бездействии устройство может вообще выйти из строя (заклинит руль).
Вот почему нельзя затягивать с диагностикой и обращаться на СТО при первых признаках неисправности.
Виды рулевых реек
Чтобы понятней раскрыть тему неисправности рулевой рейки, выделим несколько их видов, отличающихся по конструктивным особенностям.
Механические
Являются «первопроходцами», использовались на машинах старых марок, но сегодня еще встречаются на автомобилях эконом-класса.
Здесь функцию поворота колеса выполняет водитель, который с силой поворачивает руль.
При повороте зубчатая шестерня вращает такую же рейку, перемещая в левую / правую сторону рулевые тяги.
Отличается простотой конструкции, надежно, имеет небольшую цену, удобна в ремонте и профилактике.
С гидроусилителем
Для поворота рулевого колеса и изменения напряжения движения автомобиля применяется гидравлический насос, который приводится в движение с помощью коленвала двигателя и приводного ремня.
В его функции входит смещение рулевой рейки с применением рабочей жидкости.
Давление в системе достигает 50-100 атмосфер, что обеспечивает легкость вращения и делает машину более маневренной.
Из минусов — отбор части мощности от двигателя, сложность конструкции и, как следствие, меньшая надежность, более высокая цена ремонта.
С электроусилителем
Здесь опцию помощника берет на себя электрический мотор, установленный на рулевом валу, зубчатой рейке или шестеренке рулевого механизма.
Для контроля работы применяются специальные датчики, контролирующие процесс работы.
Из минусов выделяется большое количество электроники со всеми вытекающими из этого последствиями (сложность обслуживания, ремонта и т.д.).
Коротко об устройстве
Чтобы разобраться в неисправностях и понимать принципы их устранения, необходимо знать особенности конструкции рулевой рейки.
Этот узел имеет вид цилиндра, в котором размещены следующие элементы:
- Зубчатая рейка, перемещающаяся внутри втулок.
- Ведущий вал с шестерней, которая вращается на двух подшипниках и объединяется с колонкой.
- Пара тяг, подключенных к краям реечной системы и поворотным ступичным кулачкам.
- Набор упоров и пружин, которые не ограничивают движение рейки и выполняют другие функции.
- Пыльники, изготовленные из резины. Имеют вид «гармошек» и предназначены для защиты картера от загрязнений.
- Жидкая смазка, которая наполняет корпус.
Выше рассмотрена конструкция рулевой рейки, работающей на механическом принципе и оборудованной электроусилителем.
При наличии ГУР, к приведенному выше перечную стоит добавить цилиндропоршневую систему, обеспечивающую движение планки с зубцами в обоих направлениях.
Принцип действия рулевой рейки прост и представляет собой несколько этапов:
- Водитель вращает руль.
- Вал перемещает рейку в необходимом направлении.
- По краям работают тяги, обеспечивающие поворот колес.
- Гидро- или электроусилитель реагируют на движение рулевого колеса и обеспечивают движение реечного механизма в нужном направлении. При этом водитель может прикладывать меньшую нагрузку к рулю.
Признаки неисправности рулевой рейки
Несмотря на то, что каждая модель автомобиля имеет свои особенности, существуют общие симптомы, которые могут указывать на проблемы с рулевой рейкой:
- Люфт в рулевом управлении: если руль имеет чрезмерный свободный ход, это значит, что рулевая рейка или ее элементы изношены или повреждены.
- Неустойчивость автомобиля на дороге, транспортное средство трудно удерживать в прямом направлении.
- Неравномерный износ шин.
- Утечка гидравлической жидкости: если у автомобиля гидроусилитель руля, и вы заметили утечку жидкости, это может указывать на проблемы с уплотнениями рулевой рейки.
- Шумы при движении при повороте руля: стуки, грохот или скрипы, могут быть связаны с данной проблемой.
- Тяжелый руль: если руль становится тяжелее или труднее поворачивать, особенно на низких скоростях, это может указывать на проблемы с гидроусилителем руля или самой рулевой рейкой.
- Необычное положение руля: если он находится в необычном положении при движении прямо.
- Медленное возвращение руля в исходное положение: если после выполнения поворота руль медленно возвращается в исходное положение или не возвращается вообще.
- Вибрация руля: во время движения может быть связана с проблемами в рулевой рейке или деталях подвески, особенно при больших скоростях.
- Машина не реагирует на повороты руля так, как ожидается, или реакция замедлена.
Если вы заметили один или несколько из этих признаков, лучше всего обратиться к автомеханику для диагностики и определения возможных проблем.
Ранняя диагностика и ремонт существенно уменьшат вероятность серьезных проблем в будущем и помогут избежать дорогостоящего ремонта или замены рулевой рейки.
Признаки неисправностей рулевой рейки с ГУР
В случае повреждений рулевой рейки с ГУР могут проявиться следующие признаки:
- Посторонние звуки при маневрах. При повороте рулевого колеса в левую или правую сторону слышен гул, что требует проверки ГУР (низкий уровень жидкости) и его комплектующих. Посторонний звук может появиться и в том случае, когда уровень рабочей жидкости нормальный. Источником могут быть лопасти насоса, ремень привода и подшипники.
- Утечка жидкости. Одна из главных причин поломки рулевой рейки с ГУР является появление течи в системе. Проблема проявляется постоянным снижением уровня рабочей жидкости и необходимости ее доливки. Состав может вытекать на землю под авто в области расширительного бака, или же следы масла заметны на пыльниках рулевых тяг. Снижение давление в система усложняет управление автомобилем (необходимо больше усилие).
- Ржавчина на рейке. Это связано с бурлением масла в бачке и ее вытеканием на рассматриваемый узел. Для избавления от течи нужно использовать специальные пластиковые хомуты для протяжки пыльников.
- Стуки в передней оси. Появление посторонних звуков в передней части может свидетельствовать не только о неисправностях рулевой рейки, но и проблемах ходовой. Для принятия решения о замене / ремонте нужно провести дополнительную проверку. При этом стук может появляться справа или слева. В лучшем случае проблема связана с повреждением пыльника тяги, а в более сложных случаях — с неисправностями самих тяг, рычагов или иных элементов (механизмов).
С электроусителем
При наличии электроусилителя симптомы неисправности могут быть иными:
- Разбитые втулки. Появление гула или дребезг при движении руля часто обусловлено повреждением втулок. Для подтверждения или опровержения этой версии необходимо снять деталь и проверить ее состояние. Чаще всего эти элементы не ремонтопригодны, поэтому у владельца имеется два пути — заменить рейку или использовать ремкомплект, в который входят новые детали.
- Электрический привод. В автомобилях ВАЗ, оборудованных электроусителем руля, могут возникать проблемы с электроприводом из-за износа или других проблем. Для восстановления работоспособности может потребоваться проверка состояния обмоток, подшипников и щеток.
- Повреждение датчиков поворота. Несмотря на надежность этих устройств, они могут работать некорректно при повреждении пыльника и попадании влаги на поверхность.
Механическая
Несмотря на простоту конструкции, механическая рулевая рейка также имеет свойство ломаться.
К основным признакам поломки стоит отнести:
- Стуки или посторонние звуки при вращении рулевого колеса.
- Провалы или проблемы при вращении руля.
- Ухудшение управляемости.
- Появление биения в рулевое колесо.
- Сложность возврата руля в первоначальное положение после поворота.
- Рывки или закусывание при повороте.
Из сказанного ясно, что в механической рулевой рейке неисправность, как правило, проявляется посторонними звуками и трудностями вращения.
Причины неисправности рулевой рейки
Эксперты выделяют четыре причины, почему рейка изнашивается или ломается раньше положенного срока:
- износ распределителя / червяной пары;
- выработка вала на втулочной части;
- износ зубчатого механизма;
- неправильная настройка рулевой рейки.
Каждая из неисправностей требует отдельного рассмотрения.
Износ зубьев
Не секрет, что наиболее загруженным механизмом является сцепление зубчатым основанием и шестеренкой. Из-за высокой нагрузки могут повреждаться зубцы (часть или все).
Если на зубьях отсутствует выработка, но имеется небольшой люфт, проблему можно исправить с применением регулировочной гайки.
Ее протяжка позволяет выставить оптимальное расстояние между зубцами шестеренки и рейки. Если же зубья повреждены, такую рулевую рейку нужно менять.
Выработка на втулке
В процессе эксплуатации на рулевую рейку попадает влага, которая приводит к коррозии.
Со временем ржавчина «съедает» втулку, изготовленную из пластмассы или бронзы. Для решения проблемы нужно выполнить замену с применением новых запчастей.
Износ червячной пары
Неисправность может возникнуть из-за повреждения пыльника, за которым спрятана тяга и прихода в непригодность смазывающего состава.
В процессе эксплуатации на него постоянно воздействуют негативные внешние факторы: попадает грязь, вода и другие элементы. Если вовремя не выявить проблему, то механизм быстро выйдет из строя.
Такие узлы нельзя отремонтировать, поэтому единственное решение — замена. Аналогичный шаг необходим в случае с шаровым наконечником.
Ошибки в настройке
В случае, когда авто «бросает», а рулевое колесо плохо возвращается на место, это свидетельствует о неправильной настройке рулевой рейки и необходимости проведения дополнительной проверки.
Другие причины неисправности во многом зависят от особенностей рулевой рейки: механическая, ЭУР или ГУР.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Механическая
Существует несколько причин, почему механическая рулевая рейка может выйти из строя:
Движение по неровным дорогам.
К этой проблеме относится проезд через «лежачего полицейского», пересечение трамвайных путей на большой скорости, переезд через бордюры, стоянка зимой с выкрученными колесами и т. д.
Проезд препятствий часто приводит к попаданию влаги на рулевую рейку. В результате механизм постепенно ржавеет, а его элементы выходят из строя.
Брак или естественный износ.
К распространенным причинам неисправности стоит отнести банальные повреждение одного из элементов рулевой рейки из-за брака, неправильной установки или старения. В таком случае единственным решением будет только замена.
ГУР
В рулевой рейке с гидроусилителем рулевого колеса причины неисправности могут быть иными:
Износ уплотнителей системы ГУР.
Это относится к уплотнителям / сальникам в рейке и другим элементам узла (к примеру, расположенных в области бачка-расширителя). В процессе эксплуатации или при перегреве резинки теряют первоначальные качества, из-за чего они пропускают масло. Как результат, объем рабочей жидкости в бачке уменьшается.
Появление коррозии на валу.
Заводы-изготовители не всегда используют качественный металл при изготовлении приводного вала. Мало внимания уделяется поверхностной обработке и антикоррозийному слою. Как результат, кожух вала постепенно ржавеет. Вал становится тоньше, и возникает течь с ГУР. Появление коррозии возможно при длительной стоянке, к примеру, зимой-осенью, когда машина долгое время не эксплуатируется.
Ослабление / обрыв приводного ремня.
При разрыве насос ГУР не работает, а эксплуатация машины становится невозможным. В случае растягивания или износа возможно проскальзывание на шкиве и сбои в работоспособности. Как результат, насос будет работать некорректно, а давление в системе меньше положенного.
Нарушение целостности поршневой системы ГУР.
Как и в прошлом случае, в рулевом механизме не будет нормального давления, а с вращением колеса возникают проблемы.
Частичное повреждение насоса гидроусилителя.
Как правило, такая неисправность имеет причиной износ или применение низкокачественного рабочего состава. Срок службы ГУР снижается при резких поворотах колес или оставлении их в таком положении на стоянке.
Повреждение клапанов распределителя.
Такая неисправность ведет к снижению давления в системе и, соответственно, сбоям в работе усилителя.
Проблема характерна только на рейке с ГУР. Углубления на кожухе возникают при редкой замене рабочей жидкости. В составе последней появляются элементы металла, которые налипают на кольцах и разрушают корпус. Единственным решением является замена.
Нельзя исключать проблему, связанную с появлением ржавчины и дальнейшим скрипением механизма. Одна из причин — установка на СТО универсальных хомутов на пыльники. Их проще монтировать, но они не обеспечивают достаточное уплотнение.
Некоторые заводы, занимающиеся изготовлением рулевых реек, предусматривают отверстия для движения воздуха. Хомуты ставятся с двух сторон, что приводит к подсасыванию холодного воздуха снизу, а теплого сверху. В результате на рейке появляется коррозия.
С ЭУР
Существует ряд причин, почему в рулевой рейке с электрическим усилителем возможны неисправности:
Поломка реверсивного электрического двигателя.
Это главный узел, обеспечивающий вращение вала. К его главным неисправностям относится износ опорных втулок / щеток, замыкание / обрыв в обмотке.
За правильную работу ЭУР в рулевой рейке отвечает блок управления, который получает сведения от датчиков и дает команды другим узлам. Сам ЭБУ редко ломается, но он может подавать ошибочные команды. Нельзя исключать ситуацию, когда в электронный блок попадает вода, из-за чего окисляется контактная группа. Отремонтировать такую поломку своими руками не получится, и придется обращаться в сервис.
Повреждение втулок / подшипников.
В процессе эксплуатации такие узлы могут ломаться, что приводит к появлению постороннего шума. Из-за износа происходит клин / закусывание рулевой системы. Признаком такой неисправности являются вибрации руля при повороте рулевого колеса. В случае износа подшипника будет слышен вой при маневрах.
Неисправность шлейфа / поворотных датчиков.
При повреждении таких механизмов или их неправильной работе сбивается функционирование электродвигателя. По этой причине система будет с опозданием реагировать на движение руля. Электроника не может определиться, с каким усилием и в каком направлении осуществлять вращение. Причиной повреждения может быть износ, из-за чего руль смещается с центра. Если же имеет место повреждение шлейфа, тогда ЭУР вообще может отключиться.
Износ / истирание червячного привода.
При такой неисправности может потребоваться замена вышедшего из строя узла.
Недостатком рулевой рейки с ЭУР является сложность системы и особый подход к диагностике. Для проверки может потребоваться сканер ошибок или обращение на СТО.
Диагностика рулевой рейки на исправность
Существует несколько рекомендаций как определить неисправность рулевой рейки без посещения СТО.
Сразу отметим, что автовладелец может делать только предположения, а точную информацию можно получить только после диагностики на специальном оборудовании.
К наиболее востребованным проверкам для рейки с ГУР стоит отнести:
- Прислушайтесь к стуку в передней части, который появляется при движении. Как правило, он свидетельствует о проблемах ходовой, но нельзя исключать неисправность рулевой рейки. Для получения точных результатов может потребоваться посещение СТО и детальная диагностика.
- Проверьте систему на факт появления гула в крайне левом / правом положении. При наличии такового обратите внимание на состояние элекро- или гидроусилителя, а также другие узлы системы. Появление постороннего шума возможно даже при нормальном уровне рабочей жидкости. Обратите внимание на состояние лопастей насоса, которые со временем изнашиваются, осмотрите подшипники и приводной ремень на факт натяжения.
- Загляните в бачок с рабочей жидкостью. При наличии постоянной утечки и необходимости доливки рабочего состава появляются потеки под машиной или на пыльниках тяг рулевой системы. При возникновении течи в рабочий состав поступает воздух, что проявляет себя «кипением» жидкости в бачке, а точнее — появлением пузырьков воздуха. Причиной течи может быть коррозия рейки. Во избежание проблем в будущем используйте качественные хомуты из металла, гарантирующие лучшую степень защиты.
- Обратите внимание на повреждение пыльника тяги. На кожухе не должно быть дефектов, а резина должна иметь достаточную эластичность. В случае повреждения резинки и попадания внутрь грязи нужно вычистить узлы, нанести смазку, а потом установить новый пыльник.
При наличии рейки с ЭУР сделайте следующее:
- Проверьте датчики поворота. Для этого нужна компьютерная диагностика, поэтому без посещения автосервиса не обойтись. Датчики нередко ломаются при повреждении пыльника и попадания внутрь воды.
- Снимите втулку и проверьте ее целостность. В большинстве случаев такие изделия не восстанавливаются и требуют замены.
- Осмотрите электродвигатель. При большом пробеге он может выйти из строя, что особенно актуально для автомобилей ВАЗ. Для устранения неисправности может потребоваться детальная проверка с установкой новых подшипников, щеток и обмоток электрического мотора.
Дополнительно, как и в случае с ГУР, нужно осмотреть наконечник, пыльник и другие узлы.
В случае с механической рулевой рейкой процесс диагностики очень похож. Разница в том, что особое внимание нужно уделить механическим элементам и выполнить их замену в случае неисправности.
Ищем места люфтов и стуков
При поиске мест люфтов / стуков необходимо знать причины появления таких проблем и способны диагностики.
Радиальный люфт вала на подшипниковой колонке.
Для диагностики покачайте руль вверх и вниз, а также в левую / правую сторону. Наличие нестандартных колебаний может свидетельствовать о проблемах крепления рулевой колонки к кузову авто.
Плохое крепление руля на валу.
Покачайте руль вокруг горизонтальной / вертикальной хорды. Если слышится стук, это может свидетельствовать о плохой протяжке рулевой гайки или повреждении ступицы руля.
Люфт рулевого колеса в шарнирах вала.
Используйте регулировочные винты для решения проблемы, больше по этой теме читайте тут https://autotopik.ru/rulevoe-upravlenie/1332-lyuft.html
Радиальный / продольный люфт вала шестеренки рейки в кожухе.
Для диагностики покачайте этот вал в корпусе. Получить доступ к этому место не составляет труда, ведь оно находится возле водительских ног. Наличие такого люфта свидетельствует о серьезных проблемах с рейкой и ее чрезмерном износе.
Вращательные колебания в местах шлицевых соединений.
Такие подключения бывают фиксированными и подвижными. В первом случае используется болтовое соединение и телескопическая система складывания рулевого вала при аварии. Во втором предусмотрена возможность регулирования вылета и наличие шлицов между рамой / кузовной частью. В подвижной конструкции причиной люфта является выработка, а в неподвижной — некачественная протяжка или повреждение какого-то элемента. Для определения люфта в шлицах, демпферах или на крестовине возьмитесь за края тестируемых валов и вращайте в разную сторону. Цель — выявить нестандартные колебания.
Люфт упорного элемента в реечном корпусе.
Причиной может быть повреждение рейки, износ уплотнения / тела упора и т. д. Результатом становится стук при работе рулевой рейки из-за того, что упор смещается рашпилем в сторону и издает звуки в кожухе.
Люфт при вращении в шестеренке-рейке.
Причиной чаще всего является износ зубцов рашпиля / шестеренки. Бывают ситуации, когда проем между «центральными» зубцами рейки развальцован. Иногда вырабатывается ряд зубцов в середине рашпиля. Также возможен износ шестеренки рейки.
Люфт в шарнире рулевой тяги / резиновых сайлентблоков.
Для выявления неисправности необходимо попросить помощника раскачивать рулевое колесо резкими движениями в левую и правую сторону, а самому контролировать шарниры на факт люфтовых колебаний. Шарнир, как правило, спрятан в пыльнике гофры, которая может быть сделана из резины или термопластика. Попробуйте надавить на гофру до контакта с шарнирным шаром. В таком случае проще определить наличие люфта. При чрезмерной жесткости гофры посторонние колебания легко заметить путем раскачивания вывешенного переднего колеса. Отметим, что сайлентблоки тяг не закрываются. Следовательно, выявить люфт можно с помощью прикосновения, но при условии, что помощник раскачивает рулевое колесо в салоне.
Люфт в области пластмассовой втулки.
Здесь нужно знать, что втулка выступает в роли дополнительной опоры для рашпиля. Возле этого узла часто высыхает смазывающий состав или попадает грязь / влага. По этой причине втулка из пластмассы изнашивается, а ее фиксация нарушается. Это проявляется стуками при наезде на кочки или поворачивании «баранки». К слову, у рулевой рейки с гидроусилителем используется еще одна опора в виде поршня гидравлического цилиндра. Благодаря этой особенности, в механизме с ГУР втулка имеет больший ресурс.
Для проверки необходимо поставить машину на ровной поверхности. Попросите товарища раскачивать «баранку» в левую и правую сторону, а сами прощупайте шарниры на факт люфта по отношению к пальцу этого узла. В процессе проверки попробуйте вдавить корпус шарнира в сторону пальца и контролируйте появление люфта. Говорить о поломке можно в том случае, если люфт появляется вдоль основания тяги.
Важно! Стуки, описанные в 6-м и 7-м пунктах, можно попробовать компенсировать путем протяжки гайки упора. В процессе выполнения работы важно контролировать усилие, и при любом риске закусывания рейки изменение положения гайки нужно остановить. Сам процесс выполняется без демонтажа рейки на вывешенной управляемой оси.
Дополнительно выделим еще один полезный момент. Если при повороте рулем на месте появляется скрип, причиной могут быть шарниры.
В таком случае необходимо выполнить диагностику — создать скрип и проверить шарниры на факт вибраций.
Для проверки рулевых тяг на скрип начните вращение тяги по продольной оси. Если появится посторонний звук, это свидетельствует о проблеме с каким-то шарниром. После нужно отбросить наконечник от кулака и опять повращать шарниры.
Стоит ли ремонтировать?
В вопросе, стоит ли ремонтировать рулевую рейку, ведется много дискуссий. Здесь нужно комплексно подходить к проблеме, и понимать, в чем причина неисправности.
Наиболее надежный и дорогой вариант — замена изделия на оригинал.
Но такое решение по карману далеко не всем автовладельцам, поэтому многие ищут варианты для экономии.
Альтернативное решение — покупка ремкомплекта с сальниками, втулками и пыльниками.
При выборе такого варианта важно отдать предпочтение качественному комплекту, ведь от этого зависит срок службы отремонтированной рейки.
Также нужно доверить работу профессионалу по ремонту, у которого имеется достаточный опыт.
Следовательно, для получения результата нужно обратиться в проверенное СТО и купить качественный ремонтный комплект. Это позволяет сэкономить, но нужно требовать гарантию на работы.
В случае с рулевой рейкой на ЭУР, как правило, предпочтение отдается ремонту, но не всегда это возможно, ведь даже на СТО чаще всего рекомендуют сразу делать замену.
Это связано с тем, что шлифовать при механической поломке здесь нельзя, а неисправности, связанные с электроникой, требуют больших временных затрат.
То есть, отремонтировать рулевую рейку с ЭУР возможно только при незначительной неисправности, характерной для механических аналогов. В ином случае, с вероятностью 90%, деталь идет под замену.
Если рассуждать с позиции производителей автомобилей, они вообще не приемлют ремонт и рекомендуют сразу менять механизм в сборе при любой поломке. Но так было не всегда.
Ориентировочно до 2005 года рулевые рейки считались обслуживаемыми, и многие официальные сервисы шли на замену отдельных запчастей. Теперь же этот узел является необслуживаемым.
Заводы-изготовители не продают оригинальные запчасти, поэтому восстановление устройства выполняется на свой страх и риск.
Владельцы автомобилей вынуждены покупать ремонтные комплекты на стороне и рассчитывать на их качество.
Что можно сделать самому
Большинство работ с рулевой рейкой выполняется в условиях СТО и с привлечением профессионалов.
Но некоторые проблемы можно решить самостоятельно в условиях гаража:
- Замена поврежденного пыльника. При быстром выявлении такого дефекта, когда рейка работает правильно, можно поменять изделие на смотровой яме. Перед установкой нового пыльника рекомендуется очистить детали от загрязнений.
- Установка новых наконечников тяг. Определить неисправность проще всего по появлению люфта и стука.
- Решение проблем с протечкой жидкости ГУР на патрубках. Для решения проблемы слейте состав из системы и поменяйте все трубки.
- Протяжка / замена ремня, который вращает шкив ГУР. Помните, что любое проскальзывание негативно сказывается на работе устройства и усложняет процесс вращения.
- Замена поврежденной крестовины вала рулевой системы.
- Другие действия, связанные с регулировкой и обслуживанием.
Конструктивно в рулевой рейке предусмотрена возможность регулирования зазоров в передаточном механизме. Если сразу заметить проблему, достаточно потянуть специальные винты.
Но делать работу самому не рекомендуется, ведь при чрезмерном усилии и оставлении небольшого зазора возможен ускоренный износ зубчатой передачи.
Если проблема внутри кожуха реечного устройства, самостоятельно убрать стук не выйдет.
Причиной может быть разгерметизация сальников, люфт подшипников, износ втулок / цилиндров, искривление вала / рейки и т. д. В большинстве случаев такая поломка устраняется в условиях СТО.
Если же речь идет об износе зубчатой передачи, лучше ставить новую деталь.
Как обслуживать гидроусилитель, чтобы продлить срок службы рулевой рейки
Ресурс рулевой рейки с ГУР во многом зависит от правильности обслуживания самого гидроусилителя. И здесь главный вопрос — нужно ли производить замену.
Многие производители утверждают, что в выполнении этой работы нет необходимости, ведь рабочая жидкость залита на весь срок службы авто. При этом многие СТО рекомендуют периодическую замену и успешно делают такую работу.
Специалисты отмечают, что потемнение рабочей жидкости не свидетельствует об ухудшении ее характеристик и уверены, что ее замена может привести к проблемам.
Это связано с тем, что в процессе работы в систему может попасть воздух, а это приводит к появлению турбулентных потоков. Как результат, возникает масляное «голодание» насоса. Дополнительный момент — риск смывания грязи, накопившейся в магистрали, в рулевой механизм.
Если принято решение в сторону замены, необходимо учесть тип основания рабочей жидкости. Она может быть двух типов — синтетическая или минеральная.
Если залить «синтетику» в систему, где должна быть «минералка», высок риск повреждения резиновых элементов системы.
Чтобы избежать таких последствий, нужно точно знать требования завода-изготовителя.