- Замена катализатора Киа Спортейдж 3
- Сколько катализаторов у Sportage 3?
- Стоит ли удалять катализато Sportage 3?
- Как узнать, что каталитический нейтрализатор сломан?
- Замена нейтрализатора Спортейдж 3 на пламегаситель
- Примерные цены на работу
- Идём нестандартным путём
- Заключение
- Удалять или не удалять: катализатор Kia Sportage 4
- Немного теории
- Поломки каталитического нейтрализатора
- Причины поломки катализатора Киа Спортейдж 4
- Замена вышедшего из строя нейтрализатора Sportage 4
- Заключение
- Видео
Замена катализатора Киа Спортейдж 3
Каталитический нейтрализатор устанавливается на большинство автомобилей.Он очищает выхлопные газы от вредных примесей. С одной стороны, катализатор Спортейдж 3 устройство полезное, с другой — его поломка может доставить множество неприятностей.
Сколько катализаторов у Sportage 3?
До рестайлинга Киа Спортейдж 3 (2010 – 2014 годы) выпускался с бензиновым двухлитровым мотором G4KD. За снижение токсичных веществ в выхлопе отвечал единственный катализатор, расположенный между гофрой и резонатором.
В 2014 году кроссовер модернизировали. Место прежнего двигателя под капотом занял такой же по объёму и мощности G4NA. Для уменьшения количества вредных примесей, возникающих при работе мотора, установили два нейтрализатора.
Чтобы начать работать, устройства должны прогреться до высокой температуры. Для быстрого разогрева первый катализатор объединили с выпускным коллектором. Расположение второго такое же, как у дорестайлинговых Kia Sportage 3.
Загоревшийся на приборной панели индикатор неисправности двигателя может означать неисправность в работе каталитического нейтрализтора. Только за ним следит электроника. Расположенный после гофры не окружён датчиками, и его работа никак не отслеживается.
Стоит ли удалять катализато Sportage 3?
Есть мнение, что склонность к образованию задиров в цилиндрах двухлитрового бензинового двигателя G4KD (устанавливался до рестайлинга 2014) вызвана вышедшим из строя катализатором. Но, как мы уже знаем, у КиаСпортейдж 3 поколения до обновления устанавливался только один каталитический нейтрализатор, и находится он далеко от блока. Поэтому он не может стать причиной задиров.
Удалять катализатору Sportage 3 дорестайл (2010 – 2014) нет смысла.
После обновления проблемный бензиновый мотор заменили на 2.0 G4NA, у которого нейтрализатора два. Первый находится в корпусе выпускного коллектора, близко к двигателю, поэтому теоретически при поломке может стать причиной неисправности мотора.
Идея заменить каталитичесий нейтрализатор на Спортаж 3 после рестайлинга не безосновательна.
Как узнать, что каталитический нейтрализатор сломан?
Если возник один из описанных ниже признаков – это не повод уверенно винить катализатор. Проблема, возможно, заключается в других узлах. Другое дело если одновременно проявилось несколько симптомов.
- В самом запущенном случае Киа Спортейдж 3 откажется заводиться. Если удастся запустить мотор, он сразу заглохнет. Это значит, что керамические соты критически забились.
- Автомобиль стал неохотно разгоняться. Возникает ощущение, что кто-то удерживает сзади. Чем сильнее загрязнён или повреждён КН, тем больше это чувствуется.
- На панели приборов горит индикатор неисправности двигателя («Check Engine»). Диагностика сканером показывает ошибку Р0420.
- Вместе с потерей мощности Sportage 3 стал больше потреблять топлива.
- Кроме этого может ощутимо измениться запах выхлопных газов. В случае если катализатор разрушился, из его корпуса при работающем моторе будут доноситься посторонние звуки.
Замена нейтрализатора Спортейдж 3 на пламегаситель
Признаки поломки – это лишь вершина айсберга. Соты из керамики внутри устройства постепенно разрушаются. А так как в рестайлинговом Киа Спортейдж 3 катализатор вмонтирован в выпускной коллектор, керамическая пыль может попасть в мотор и, работая в качестве абразива, повредит стенки цилиндров. В результате запросто можно попасть на капитальный ремонт двигателя.
Новый каталитический нейтрализатор стоит дорого, поэтому водители не спешат его покупать. Самый простой способ – выпотрошить начинку. Прежде чем удалять внутренности из катколлектора, необходимо его снять коллектор. Но затем понадобится настройка ЭБУ, а звук выхлопа станет громче.
Надёжный вариант – замена неисправного катализатора на пламегаситель.
В этом случае выхлопная система будет защищена от воздействия температуры и чрезмерного давления. После такой модернизации необходимо перепрошить блок управления двигателем под экостандарт Euro-2. Для этого программно отключают задний лямбда-зонд. Можно без прошивки и поставить обманку на задний датчик кислорода. При этом сам датчик всегда должен быть исправен. При его выходе из строя ЭБУ будет сигнализировать об ошибке.
Для убеждённых борцов за экологию, не готовых тратить круглую сумму за оригинальный катализатор для Kia Sportage 3, можно посоветовать поставить схожий по параметрам универсальный. При этом количество вредных веществ в выхлопе не будет превышать планку установленную нормами Euro-4 или Euro-5. Но гарантия на устройства ограниченная, да и к качеству топлива оригинал и аналог очень чувствительны.
Примерные цены на работу
Лучше не пытаться вырезать нейтрализатор самостоятельно, а обратиться для этого в сервисный центр. Примерная цена на подобные услуги для Киа Спортейдж 3 дорестайлинг следующая:
- замена катализатора на пламегаситель и установка обманки на кислородный датчик – 6-8 тыс. рублей;
- то же, но без обманки, а с прошивкой под нормы Евро-2, увеличивающей мощность до 165 лошадиных сил – 10-14 тысяч.
Для Киа Спортейдж 3 выпущенных после 2014 года (с двумя КН):
- замена на пламегаситель с обманкой – 8000-10000 рублей;
- то же, но с прошивкой 1300-15000;
- замена на универсальный аналог – около 15 тысяч.
Дополнительно может понадобиться поменять гофру глушителя, за это попросят около 2,5 тыс. руб.
Идём нестандартным путём
- Для Kia Sportage 3 можно купить ремонтный каталитический блок, который устанавливается внутрь корпуса коллектора. Причём основа в нём может быть как керамическая, так и металлическая. В последнем случае цеена высокая, зато нет риска образования абразивной пыли.
- Этот совет для владельцев рестайлинговых Спортейдж 3. Если вышел из строя второй катализатор, расположенный под днищем после гофры, ему можно подобрать дешёвую замену. Например, подойдёт каталитический нейтрализатор от ВАЗовской «Семёрки» с инжекторным двигателем. Стоит такая деталь 3-4 тысячи рублей. Но учитывайте, что время прогрева устройства до рабочей температуры изменится. Поэтому, чтобы второй лямбда-зонд выдавал корректную информацию, необходимо перепрошить ЭБУ.
Заключение
Катализатор Киа Спортейдж 3 добавляет хлопот владельцу машины, но не стоит воспринимать его враждебно. Он необходим для того, чтобы мы с вами, наши дети и внуки могли дышать чистым воздухом. При выходе КН из строя, лучше всего потратиться и поставить.
Удалять или не удалять: катализатор Kia Sportage 4
В корейских автомобилях катализатор Киа Спортейдж 4 считают вполне надежной деталью. Производителем не предусмотрена его замена, т.к. этот элемент, расположенный в выпускном коллекторе.
Но на практике оказывается, что эти нейтрализаторы выходят из строя быстрее.
Немного теории
Появились катализаторы в 20-м веке, их цель – снижение токсичности выхлопных газов у моторов с искровым зажиганием. Изнутри эта деталь Киа Спортейдж 4 состоит из пористого керамического блока с сотовой структурой. На керамику нанесен слой активаторов, наверху которого – активный каталитический слой из напыленного благородного металла. Это может быть палладий, платина, родий. На этом слое активируются химические реакции превращения азотных и углеродных оксидов в менее токсичный диоксид углерода и газообразный азот. Невыгоревшие углеводороды превращаются в воду и диоксид углерода.
Исправный нейтрализатор очищает таким образом выхлопные газы до 98%.
При этом не происходит износа активного вещества, в реакциях оно не расходуется.
В современные Киа Спортейдж 4, к которым применяются нормы токсичности по стандартам Евро-5 или 6, эти детали ставят как можно ближе к мотору (в выпускной коллектор). К головке блока цилиндров катколлектор крепятся болтами либо шпильками через прокладку. При этом после запуска мотора нагревание активной зоны катализатора происходит гораздо быстрее и обработка выхлопных газов у Киа Спортейдж 4 ускоряется. Холодный катализатор со своей задачей справиться не в состоянии, т.к. для реакций требуется рабочая температура более 300 градусов Цельсия.
Для контроля за катализатором ставят лямбда-зонд, второе название которого – кислородный датчик.
Аналогичный контроллер стоит и перед катализатором Kia Sportage 4, назвается управляющим, а который стоит после катализатора – диагностическим.
Поломки каталитического нейтрализатора
Каким образом катализатор Kia Sportage 4 может выйти из строя? Наиболее распространенная неисправность – оплавление активного элемента. Если температура выходящих газов превышает 900 градусов, то керамические соты спекаются, это приводит к трудностям с удалением отработанных газов. Обычно этот процесс происходит быстро, лавинообразно. Чем выше процент забитых сотов, тем сильнее перегреваются остальные.
Следующий вид поломки – керамика начинает крошиться, т.е. разрушаться. И здесь неприятный момент в том, что частицы керамики из-за близости к двигателю Киа Спортейдж 4 могут попасть внутрь цилиндров, и действовать внутри, как жесткий абразив.
Третий вид поломок – забивание катализатора маслом и продуктами неполного выгорания топлива.
Керамика теряет пористость, двигатель начинает задыхаться, т.к. для отработанных газов практически нет выхода.
Многие производители используют вместо керамики пористую структуру из металла. Такое решение зарекомендовало себя более надежным. Но и такая деталь Киа Спортейдж 4 подвержена разрушению.
Заподозрить, что керамические соты спеклись и оплавились, можно по косвенному симптому снижения мощности мотора. Постепенно машина всё хуже разгоняется, дело заканчивается тем, что мотор прекращает набирать обороты. Все сложнее становится запустить двигатель, а максимальная скорость становится все меньше. Заканчивается тем, что двигатель не запускается. Но при появлении таких проблем на панели приборов сразу загорается индикатор, не заметить это невозможно.
Гораздо страшнее, когда с поверхности сот начинают осыпаться крошки керамики. Происходит все это из-за превышения температуры в катализаторе Киа Спортейдж 4, причина чего – некачественное горючее, которое не выгорает в двигателе, а дожигается в системе выпуска. Крошиться соты начинают в месте, наиболее приближенном к двигателю. Когда мотор работает в разных режимах, часть отработанных газов забрасывается в его цилиндры, и вместе с этим туда попадает и абразивная керамическая пыль, которая карябает стенки цилиндров и быстро портит поршни.
Причины поломки катализатора Киа Спортейдж 4
- Горючее с низким октановым числом с трудом поджигается, поэтому горючее не успевает сжигаться внутри мотора Спортейдж 4. Смесь воздуха и паров бензина догорает на выпуске, в результате чего отработанные газы имеют слишком высокую температуру
- Система зажигания срабатывает через раз, т.е. работает неправильно, пропускает циклы зажигания. В результате в цилиндре топливо не поджигается вовремя, и горит потом в катализаторе.
- Механическое разрушение детали из-за повышенной вибрации двигателя или ударов по самой детали. Или термические удары – если раскаленный катализатор окатывается холодной водой из лужи, он может легко потрескаться.
- Неисправный лямбда-зонд может привести к неправильному формированию топливо-воздушной смеси. То же происходит при протекающих негерметичных форсунках.
- Бензин с присадками, которые могут быть некачественными или они добавлены в неправильном соотношении, что вызывает догорание топлива в катализаторе.
- Новые модификации моторов для достижения минимальной токсичности выхлопа нацелены на стремительный прогрев катализатора.
- На холоде электронный блок управления двигателем автоматически переобогащает смесь, чтобы мотор быстрее прогревался, в результате она не выгорает внутри мотора.
Замена вышедшего из строя нейтрализатора Sportage 4
Заменить катализатор в Киа Спортейдж 4 далеко не всем по карману, если говорить об оригинальной детали.
- Можно освободить коллектор от начинки, при этом придется перепрошить блок управления Sportage 4, чтобы он не замечал сигналы последнего лямбда-зонда.
- Также обмануть ЭБУ можно путем монтажа электронной либо механической «обманки». Последняя – это втулка с закрепленным куском катализатора. Электронная обманка имитирует нормальные сигналы лямбда-зонда.
- Если выбивается начинка катализатора, то вместо нее нужно поставить пламегаситель. Это последовательность перфорированных камер, в которых отработанные газы снижают давление и температуру. Такой прием уменьшает шум и снижает тепловую нагрузку на остальные элементы выхлопной системы. Блок управления также придется «обманывать».
- Можно поставить универсальный катализатор, который, в отличие от керамического блока, ремонтируется. Он обычно сделан из металла.
Эффективность его работы ниже, но все же это лучше, чем ничего.
Заключение
Уменьшающий токсичность выхлопа катализатор Спортейдж 4 работает не для «зеленой» галочки. Благодаря ему в Ваш организм попадает меньше ядов.
Поэтому не стоит отказываться от этого дожигателя только потому, что раньше его не было.