Система управления двигателем (ЭСУД) — характеристики и спецификации
Если компоненты системы управления двигателем (датчики, блок управления двигателем, форсунка и т. д.) выходят из строя, это приводит к прерыванию подачи топлива или подаче ненадлежащего количества топлива для различных режимов работы двигателя. При этом могут возникать следующие ситуации.
1. Двигатель запускается с трудом или вообще не запускается.
2. Нестабильная работа на холостом ходу.
3. Плохая управляемость автомобиля
Если наблюдается любое из перечисленных выше состояний, сначала нужно выполнить стандартную диагностику, которая включает базовые проверки двигателя (на наличие неисправности в системе зажигания, неверную регулировку двигателя и т. д.). Затем проверить техническое состояние компонентов системы управления двигателем с помощью системы диагностического сканера.
— Перед снятием или установкой любой детали считать диагностические коды неисправностей, а затем отсоединить отрицательную (-) клемму аккумуляторной батареи.
— Прежде чем отсоединять провод от клеммы аккумуляторной батареи, повернуть ключ зажигания в положение OFF (Выкл.). Отсоединение и подсоединение провода аккумуляторной батареи во время работы двигателя и в момент, когда ключ зажигания находится в положении ON (Вкл.), может привести к повреждению блока управления двигателем.
— Жгуты управления между блоком управления двигателем и нагреваемым датчиком кислорода экранированы и защищены заземлением на корпус, что позволяет предотвратить воздействие помех от системы зажигания и радиопомех. Если подобный экранированный провод поврежден, жгут управления необходимо заменять.
— При проверке состояния зарядки генератора переменного тока не отсоединять положительную клемму (+) аккумуляторной батареи во избежание повреждения блока управления двигателем от напряжения.
— При зарядке аккумуляторной батареи от внешнего зарядного устройства отсоединять клеммы аккумуляторной батареи на стороне автомобиля, чтобы предотвратить повреждение блока управления двигателем.
Контрольная лампа неисправности (MIL)
Контрольная лампа неисправности двигателя загорается, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы с автомобилем. При этом лампа MIL автоматически гаснет после 3 ездовых циклов подряд, в течение которых та же неисправность больше не регистрируется. Сразу после поворота ключа зажигания (перевода в положение ON (Вкл.) — до запуска) лампа MIL загорается и постоянно горит, что свидетельствует о ее исправности.
Контрольная лампа неисправности двигателя загорается при возникновении проблем по следующим позициям:
- Каталитический нейтрализатор
- Топливная система
- MAPS
- Датчик температуры поступающего воздуха (IATS)
- Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECTS)
- Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) [встроенный в модуль ETC]
- Кислородный датчик вверх по потоку
- Нагреватель кислородного датчика вверх по потоку
- Кислородный датчик вниз по потоку
- Нагреватель кислородного датчика вниз по потоку
- Форсунка
- Пропуск зажигания
- Датчик положения коленчатого вала (CKPS)
- Датчик положения распределительного вала (CMPS)
- Система снижения токсичности выбросов из топливного бака
- Датчик скорости автомобиля (VSS)
- Электродвигатель ETC [встроенный в модуль ETC]
- Источник питания
- ЭБУД/PCM
- Обозначение механической/автоматической коробки передач
- Датчик ускорения
- Сигнал MIL по запросу
- Силовой каскад
Контрольная лампа неисправности двигателя загорается, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы с автомобилем. При этом лампа MIL автоматически гаснет после 3 ездовых циклов подряд, в течение которых та же неисправность больше не регистрируется. Сразу после поворота ключа зажигания (перевода в положение ON (Вкл.) — до запуска) лампа MIL загорается и постоянно горит, что свидетельствует о ее исправности.
Контрольная лампа неисправности двигателя загорается при возникновении проблем по следующим позициям:
- Нагреваемый кислородный датчик (HO2S)
- MAPS
- Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) [встроенный в модуль ETC]
- Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECTS)
- Электродвигатель ETC [встроенный в модуль ETC]
- Форсунки
- Блок ECM
Проверка датчиков кислорода KIA RIO
На основании этих данных, блок управления двигателем изменяет время открытия форсунок, и соотношение топлива в топливовоздушной смеси.
Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смеси и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества на 14,7 весовых частей воздуха должна приходиться 1 часть топлива.
Оба датчика кислорода оборудованы обогревателями, которые поддерживают температуру датчиков в определенном интервале при работе двигателя на всех эксплуатационных режимах.
Поддержание определенной температуры датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать в режиме холостого хода.
2. Отсоедините разъем датчика кислорода.
3. Подсоедините омметр между контактами 1 и 3 и измерьте сопротивление.
Сопротивление: 3–7 Ом при 20°С
4. В противном случае, замените датчик кислорода.
5. Подсоедините разъем к датчику кислорода.
1. Отсоедините разъем от обогреваемого датчика кислорода.
2. Специальным ключом выверните датчик и снимите его и шайбу.
1. Вверните датчик кислорода с шайбой.
2. Подсоедините разъем к датчику кислорода.
Проверка напряжения переднего и заднего обогреваемых датчиков кислорода
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Оставьте двигатель работать на частоте вращения холостого хода.
3. Подсоедините вольтметр между контактами 1 (провод LG/R) и массой.
4. Несколько раз увеличьте и уменьшите частоту вращения двигателя.
5. Проверьте, что напряжение изменяется в пределах 0–1,0В.
Напряжение на заднем датчике кислорода изменяется не так быстро как на переднем датчике.
6. В противном случае проверьте:
– систему бортовой диагностики;
– вакуум во впускном коллекторе;
7. Если все системы в порядке, замените датчик кислорода.
Проверка датчиков кислорода KIA RIO
На основании этих данных, блок управления двигателем изменяет время открытия форсунок, и соотношение топлива в топливовоздушной смеси.
Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смеси и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества на 14,7 весовых частей воздуха должна приходиться 1 часть топлива.
Оба датчика кислорода оборудованы обогревателями, которые поддерживают температуру датчиков в определенном интервале при работе двигателя на всех эксплуатационных режимах.
Поддержание определенной температуры датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать в режиме холостого хода.
2. Отсоедините разъем датчика кислорода.
3. Подсоедините омметр между контактами 1 и 3 и измерьте сопротивление.
Сопротивление: 3–7 Ом при 20°С
4. В противном случае, замените датчик кислорода.
5. Подсоедините разъем к датчику кислорода.
1. Отсоедините разъем от обогреваемого датчика кислорода.
2. Специальным ключом выверните датчик и снимите его и шайбу.
1. Вверните датчик кислорода с шайбой.
2. Подсоедините разъем к датчику кислорода.
Проверка напряжения переднего и заднего обогреваемых датчиков кислорода
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Оставьте двигатель работать на частоте вращения холостого хода.
3. Подсоедините вольтметр между контактами 1 (провод LG/R) и массой.
4. Несколько раз увеличьте и уменьшите частоту вращения двигателя.
5. Проверьте, что напряжение изменяется в пределах 0–1,0В.
Напряжение на заднем датчике кислорода изменяется не так быстро как на переднем датчике.
6. В противном случае проверьте:
– систему бортовой диагностики;
– вакуум во впускном коллекторе;
7. Если все системы в порядке, замените датчик кислорода.
Момент затяжки лямбда зонда киа сид
Подогреваемый датчик кислорода (HO2S) выполнен из циркония и алюминия. Он установлен выше и ниже по потоку от коллекторного каталитического нейтрализатора (MCC). Выходное напряжение датчика зависит от отношения воздух/топливо.
Чтобы датчик функционировал нормально, он должен быть горячим. Для этого в него встроен нагреватель, управляемый блоком ЭБУД посредством импульсного сигнала. Если температура выхлопных газов ниже определенного значения, наконечник датчика нагревается.
ФОРМА СИГНАЛА |
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА |
2. Отсоедините разъем датчика HO2S.
3. Измерьте сопротивление между выводами 2 и 5 датчика HO2S (ряд 1 / датчик 1).
4. Измерьте сопротивление между выводами 3 и 4 датчика HO2S (ряд 1 / датчик 2).
1. Поверните ключ зажигания в положение OFF и отсоедините отрицательный (-) провод от АКБ.
Примечание:
Для снятия подогреваемого кислородного датчика возможно пользоваться специальным инструментом (Номер: 09392-1Y100).
Необходимо учитывать, что при падении компонента возможно повреждение его внутренних частей. Если компонент падал, проверьте его перед установкой.
НЕ допускайте попадания на чувствительный элемент жидких или аэрозольных чистящих средств или смазки, поскольку содержащееся в этих веществах масло может нарушить характеристики датчика.
Не допускайте соприкосновения датчика и его проводки с компонентами системы выпуска отработавших газов (выпускным коллектором, каталитическим нейтрализатором и т. п.).
Примечание. Места нанесения герметика показаны на рисунке.
Ширина: 2,0-3,0 мм. Положение: 1,0-1,5 мм. Спецификация: Three bond 1217Н.
- 3) После установки прокладки головки цилиндров на блок цилиндров, нанесите слой герметика на верхнюю поверхность прокладки и в течение 5 минут установите головку цилиндров.
- 1) В определенной последовательности за несколько проходов затяните болты с шайбами крепления головки блока цилиндров.
- 1-й этап: 17,7-21,6 Н·м
- 2-й этап: доверните на угол 90±5°
- 3-й этап: доверните на угол 100±5°
4. Установите клапан (А) регулировки давления (ОСУ).
5. Установите трубку обогревателя (В) и затяните болты крепления блока (А) регулировки температуры охлаждающей жидкости.
7. Установите впускной коллектор.
8. Установите выпускной коллектор.
9. Установите топливную распределительную магистраль (А).
10. Установите кронштейн жгута проводов (В) и подсоедините электрические разъемы к топливным форсункам (А).
- 1) Установите цепь привода газораспределительного механизма на звездочки. при этом совместите все ранее нанесенные метки.
15. Установите рычаг (А) натяжителя цепи и закрепите болтом.
16. Установите гидравлический механизм натяжения (А) и достаньте стальной стержень (В).
Примечание. Убедитесь, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ.
- 1) Перед установкой снимите остатки герметика с привалочных поверхностей блока цилиндров и крышки цепи привода газораспределительного механизма.
- 2) Нанесите равномерный слой герметика THREE BOND 1282В на привалочные поверхности крышки цепи привода газораспределительного механизма, водяного насоса и масляного насоса, а также слой герметика THREE BOND 1217Н на остальные места.
Предупреждение! После установки в течение 30 минут не проворачивайте коленчатый вал двигателя и не оказывайте давление на крышку цепи привода газораспределительного механизма.
18. Специальным приспособлением SST (09455-21200) установите сальник цепи (А).
19. Установите шкив коленчатого вала (А). Момент затяжки: 127,5-137,3 Н·м.
Примечание. При установке шкива коленчатого вала снимите стартер и установите специальное приспособление SST (09231-2В100).
Примечание. При установке шкива коленчатого вала имейте в виду, что метка на шкиве должна находиться снаружи.
20. Установите боковую крышку.
21. Установите переднее правое колесо.
22. Перед установкой крышки головки цилиндров снимите остатки герметика с привалочных поверхностей крышки цепи привода газораспределительного механизма и верхней поверхности головки цилиндров
23. После нанесения слоя герметика THREE BOND 1217Н на прокладку крышки головки цилиндров, в течение 5 минут установите крышку.
Ширина слоя герметика: 2,0-2,5 мм.
24. Установите крышку головки цилиндров (А) с новой прокладкой (В).
Предупреждение! При установке используйте новую прокладку крышки головки цилиндров.
27. Подсоедините шланг вентиляции картера PCV (А) к крышке головки цилиндров и шланг вентиляции PCSV (В).
28. Подсоедините электрический разъем катушки зажигания (А) и шланг вентиляции (В).
29. Установите направляющий ролик ремня привода навесного оборудования (А).
30. Установите водяной насос (А) и закрепите болтами, затянув их в последовательности, показанной на рисунке.
31. Установи те шкив водяного насоса (А) и закрепите болтами, затянуть их требуемым моментом.
Предупреждение! Затягивайте боты крепления шкива водяного насоса крест-накрест.
32. Установите кронштейн (А) опоры двигателя.
33. Установите кронштейн генератора (А).
36. Установите ремень привода навесного оборудования