Метки ГРМ Киа Рио 1.5
Симптомы: упало давление в системе смазки, стук клапанов при нормальных зазорах в механизме клапанного привода.
Возможная причина: поврежден распредвал.
Инструменты и материалы: перчатки тканевые, набор головок и гаечных ключей, набор отверток, пассатижи, специальное приспособление для блокировки распредвалов, штангенциркуль.
Запасные части и ГСМ:
распредвал впускной: 2410026750 (другой номер 2410026800);
распредвал выпускной: 2420026704 (другой номер 2410026800);
прокладка крышки ГБЦ: 2244126020 (другой номер 2244126801);
1. Установите поршень первого цилиндра ВМТ.
2. Снимите со шкива распредвала приводной ремень ГРМ.
Примечание. После того, как шкив распределительного вала будет демонтирован, проворачивать коленчатый вал двигателя категорически воспрещается во избежание нарушения газораспределительных фаз.
3. Снимите с автомобиля декоративный кожух двигателя, для чего отверните и извлеките три крепежных винта.
4. Ослабьте хомут, крепящий отводящий шланг большой и малой ветви системы вентиляции картера к патрубку, который расположен на крышке ГБЦ двигателя, для чего сдавите, используя пассатижи, отогнутые ушки хомута.
5. Переместите крепежный хомут вниз по отводящему шлангу, а затем снимите шланг с патрубка, который расположен на крышке ГБЦ двигателя.
6. Отсоедините оболочку приводного троса дроссельной заслонки от заднего и переднего держателя, расположенного на крышке ГБЦ двигателя.
7. Снимите вывода кабелей высокого напряжения со всех свечей зажигания, после чего переместите в сторону жгут проводов.
8. Открутите и выньте десять болтов, крепящие крышку ГБЦ двигателя.
9. Демонтируйте крышку ГБЦ двигателя.
10. Отверните и извлеките крепежный болт зубчатого шкива распредвала выпускных клапанов. В процессе выворачивания болта удерживайте зубчатый шкив от проворачивания.
Примечание. При отсутствии возможности использования специального приспособления для удерживания шкива распределительного вала выпускных клапанов допускается его фиксация, вставив в отверстия в шкиве рукоятки пассатижей, а между рукоятками установив вороток или большую отвертку.
11. Снимите шкив распредвала выпускных клапанов с вала.
12. Отверните и извлеките крепежные болты крышек подшипников распредвалов.
13. Демонтируйте крышку переднего подшипника выпускного распредвала.
14. Выньте сальник из гнезда, расположенного в ГБЦ.
Примечание. Заменяйте новым данный сальник при каждом демонтаже.
15. Демонтируйте крышку заднего подшипника распредвала впускных клапанов.
17. Демонтируйте оставшиеся крышки.
Примечание. На крышки нанесены метки, обозначающие их принадлежность к какому либо из распредвалов («E» или «I»), порядковые номера подшипников и стрелки, которые обозначают направления установки крышек. В связи с этим, монтаж крышек подшипников распредвалов необходимо осуществлять в строгом соответствии с нанесенными на них метками.
18. Приподнимите распредвалы.
19. Демонтируйте приводную цепь распредвала впускных клапанов со звездочки.
20. Демонтируйте выпускной и впускной распредвалы с автомобиля.
21. Демонтируйте успокоитель, отвернув два крепежных болта.
22. Произведите проверку штангенциркулем шеек распределительных валов на предмет радиального биения.
Примечание. В случае, когда биение превышает 0.02 миллиметра, валы необходимо заменить новыми, так как они не подлежат правке.
23. Произведите монтаж успокоителя цепи, не затягивая его крепежные болты.
24. Установите цепь на звездочки распредвалов таким образом, чтобы при натянутой цепи отметки на звездочках расположились в соответствии с прилагающимся рисунком.
Примечание. Окрашенные звенья цепи привода необходимо расположить около меток на звездочках распределительных валов.
25. Смажьте постели распредвалов свежим моторным маслом, после чего уложите в них валы, натянув цепь привода меж звездочками.
26. Произведите установку крышек подшипников распредвалов, а затем равномерно затяните их крепежные болты, переходя от болта к болту через оборот, моментом 14-15 Нм.
27. Равномерно затяните крепежные болты успокоителя приводной цепи, переходя от болта к болту через один оборот.
28. Произведите запрессовку сальника распредвала выпускных клапанов в гнездо, расположенного в ГБЦ.
29. Впрессуйте заглушки заднего конца распредвала впускных клапанов в гнездо ГБЦ, установив заглушку на герметизирующее средство.
30. Произведите монтаж всех снятых деталей в обратной последовательности.
31. Проведите регулировку натяжения приводного ремня ГРМ.
32. Отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора и кондиционера.
Снятие распределительных валов и фазовращателей (двигатель 1.6)
— Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия.
— Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема.
— Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.
— Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.
- Выпускной распределительный вал.
- Впускной распределительный вал.
- Фазовращатель со звездочкой выпускного распределительного вала.
- Фазовращатель со звездочкой впускного распределительного вала.
- Толкатель (механический регулятор зазора MLA).
- Сухари.
- Тарелка.
- Маслосъемный колпачок.
- Клапанная пружина.
- Седло клапанной пружины.
- Впускной клапан.
- Выпускной клапан.
- Клапан подачи масла (OCV).
: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.
1. Снять крышку головки блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
2. Снять переходник клапана подачи масла на фазовращатель (А).
3. Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки такта сжатия:
- Провернуть шкив коленчатого вала так, чтобы совместить его канавку с установочной меткой крышки приводной цепи.
Не вращать коленчатый вал против часовой стрелки.
- Убедиться в том, что установочные метки звездочек распределительных валов совпадают с верхней кромкой головки блока цилиндров, как показано на рисунке. Если это не так, провернуть коленчатый вал на один полный оборот (360°).
- Если цветные звенья цепи неразличимы, перед снятием приводной цепи пометить её звенья относительно меток на фазовращателях.
4. Снять крышки подшипников распределительных валов (А) в указанной на рисунке последовательности.
5. Выкрутить болт из сервисного отверстия крышки цепного привода (А).
6. Вставив тонкий стержень (В) в сервисное отверстие крышки приводной цепи, разблокировать храповик (А).
7. Извлечь из приводной цепи сначала выпускной распределительный вал, а затем впускной.
При отсоединении приводной цепи от звездочек фазовращателей распределительных валов поддерживать её от падения внутрь крышки цепного привода.
8. Подвязать приводную цепь шнурком.
Соблюдать осторожность, чтобы не уронить ничего в крышку приводной цепи.
9. Снять фазовращатели впускного (А) и выпускного (В) распределительных валов.
При отворачивании болта фазовращателя удерживать распределительный вал от проворачивания за шестигранную часть.
Проверка технического состояния
1. Микрометром измерить высоту кулачков распределительного вала.
Высота кулачков распределительного вала:
— Впуск: 43.55мм.
— Выпуск: 42.55мм.
Если высота кулачков меньше нормы, заменить распределительный вал новым.
2. Проверить зазоры в подшипниках распределительных валов.
- Очистить крышки подшипников и шейки распределительных валов.
- Поместить распределительные валы в головку блока цилиндров.
- Поместить отрезок калиброванной проволоки Plastigage вдоль каждой шейки распределительного вала.
- Установить крышки подшипников распределительных валов и затянуть болты крепления установленным моментом затяжки.
Моменты затяжки:
— Болты М6: 11.8 ~ 13.7Н·м.
— Болты М8: 18.6 ~ 22.6Н·м.
Не проворачивать распределительные валы.
- Снять крышки подшипников распределительных валов.
- Измерить толщину калиброванной проволоки в наиболее расплющенной части с помощью шкалы на упаковке.
— Масляный зазор подшипников: 0,027 ~ 0,058 мм.
— Предел: 0,1 мм.
— Если величина масляного зазора превышает предельно допустимое значение, заменить распределительные валы новыми. Если масляный зазор все же превышает допустимое после замены распределительного вала значение, заменить головку блока цилиндров с крышками подшипников распределительных валов одним комплектом.
3. Проверить осевой люфт распределительных валов:
- Установить распределительные валы в головку блока цилиндров.
- С помощью индикатора часового типа измерить осевой люфт распределительного вала, перемещая его вперед и назад.
— Осевой зазор распределительного вала: 0.1 — 0.2 мм.
— Если осевой зазор превышает предельно допустимое значение, заменить распределительный вал новым. Если осевой люфт превышает допустимое после замены распределительного вала значение, заменить крышки подшипника и головку блока цилиндров одним комплектом.
Фазовращатель впускного распределительного вала (CVVT)
1. Проверить плавность вращения фазовращателей:
- Зажать распределительный вал в тисках. Соблюдать осторожность, чтобы не повредить кулачки и опорные шейки распределительных валов тисками.
- Убедиться в том, что фазовращатель заблокирован, вращая его по или против часовой стрелки. Фазовращатель не должен вращаться.
- Фазовращатель впускного распределительного вала: закрыть одно из двух отверстий опережения на шейке распределительного вала с помощью изоленты.
- Фазовращатель выпускного распределительного вала: закрыть одно из двух отверстий запаздыванияна шейке распределительного вала с помощью изоленты.
- Фазовращатель впускного распределительного вала: подать примерно 150 кПа (1,5 кгс/см²) сжатого воздуха в открытое отверстие опережения, чтобы освободить блокировку.
- Фазовращатель выпускного распределительного вала: подать примерно 150 кПа (1,5 кгс/см²) сжатого воздуха в открытое отверстие запаздывания, чтобы освободить блокировку.
В целях предотвращения разбрызгивания масла следует прикрыть масляные каналы тряпкой.
- Фазовращатель впускного распределительного вала: во время подачи воздуха поворачивать фазовращатель в направлении опережения (против часовой стрелки) в диапазоне его вращения, проверяя плавность вращения.
- Фазовращатель выпускного распределительного вала: во время подачи воздуха поворачивать фазовращатель в направлении запаздывания (по часовой стрелке) в диапазоне его вращения, проверяя плавность вращения.
Диапазон вращения фазовращателей:
— Впуск: 25°±1° (из крайнего положения запаздывания в крайнее положение опережения)
— Выпуск: 20°±1° (из крайнего положения опережения в крайнее положение запоздания)
— Фазовращатель впускного распределительного вала: повернуть фазовращатель в крайнее положение запоздания (по часовой стрелке) и проверить, заблокирован ли он.
— Фазовращатель выпускного распределительного вала: повернуть фазовращатель в крайнее положение опережения (против часовой стрелки) и проверить, заблокирован ли он.
Установка распределительных валов с фазовращателями
1. Установить фазовращатели впускного (А) и выпускного (В) распределительных валов.
— Момент затяжки болтов фазовращателей: 63.7 — 73.5Н·м.
— При затяжке болта фазовращателя удерживать распределительный вал от проворачивания за шестигранную часть.
2. Привязать приводную цепь шнурком.
Следить за тем, чтобы не уронить ничего внутрь крышки цепного привода.
3. Вставив тонкий стержень (В) в сервисное отверстие крышки приводной цепи, разблокировать храповик (А).
4. Вставить сначала впускной, а затем выпускной распределительный вал в приводную цепь:
- Удерживая приводную цепь, установить впускной распределительный вал с фазовращателем.
- Совместить установочные метки на приводной цепи и звездочке фазовращателя.
- Установить выпускной распределительный вал с фазовращателем.
При установке метки фазовращателей должны совпадать с помеченными (цветными) звеньями приводной цепи.
5. Установить крышки подшипников распределительных валов в указанной на рисунке последовательности.
Следить за тем, чтобы не менять крышки подшипников местами и устанавливать в правильном направлении.
Моменты затяжки:
— Болты М6: 11.8 ~ 13.7Н·м.
— Болты М8: 18.6 ~ 22.6Н·м.
6. Извлечь стержень из сервисного отверстия крышки приводной цепи. Снова убедиться в том, что все установочные метки совпадают.
7. Установить новый болт в сервисное отверстие и затянуть моментом 27.5 ~ 30.4Н·м.
Не использовать болт сервисного отверстия повторно после снятия.
8. Провернуть коленчатый вал на два оборота в рабочем направлении (по часовой стрелке), снова совместив установочные метки фазовращателей.
9. Установить переходник клапана подачи масла (А) и затянуть болты крепления моментом 9,8~11,8 Н·м.
10. Установить крышку головки блока цилиндров.