Kia Sportage 1 (1993-2006) – рикша
Бессознательная покупка Kia Sportage первого поколения может оказаться роковой ошибкой для тех, кто ищет комфортный и недорогой SUV. По своим внедорожным способностям он не уступает даже таким автомобилям, как Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser. Однако, Спортейдж с жестким задним мостом мало комфортный и не слишком послушный. А в сравнении с одноклассниками — Honda CR-V, Subaru Forester или Toyota RAV-4 — кажется, что такой параметр, как точность управления, полностью отсутствует.
Что касается полного привода, то в обычном состоянии Sportage заднеприводный. Передняя ось подключается только в ручную. Взамен мы получаем раздаточную коробку, а в некоторых версиях даже самоблокирующийся дифференциал заднего моста.
Если выбирать корейский внедорожник осознано, будучи готовым к определенным «жертвам», то разочарования не последует. Понимающие автолюбители знают — насколько храбр первый Спортейдж на бездорожье.
Типичные неисправности
Ломается Sportage I не часто. Тем не менее, надо осознавать, что внедорожник дебютировал на рынке в 1994 году, а первым экземплярам уже больше 20 лет. В случае с ними очень трудно рассуждать о надежности, потому что около 80% компонентов выходят из строя ввиду своего преклонного возраста. И все же старый Киа весьма выносливый и надежный автомобиль. Хотя заводские компоненты вседорожника имеют неплохое качество, но машины с еще заводскими частями более склонны к неисправностям, чем те, что уже используют качественные заменители.
К слабым местам можно отнести подшипники колес и муфту подключения передней оси. Последняя используется для того, чтобы принудительно «отключать/включать» передние колеса. Но производитель устанавливал и автоматическую муфту. Все зависело от года выпуска и рынка назначения. После рестайлинга в 1997 году полный привод можно было включать во время движения — при наличии автоматической муфты. Определить тип установленной муфты довольно сложно. Все решал один из предыдущих владельцев. Автоматическая муфта, как правило редко выхаживает более 100 000 км. В машинах, часто эксплуатируемых в «полевых» условиях, она служит еще меньше – около 50-70 тыс. км.
Таким образом, практически все экземпляры пережили замену муфты. Если вновь был установлен оригинал, то теоретически владельца впереди ждет новый ремонт. На практике отказ происходит в момент подключения привода передних колес. Заменить придется снова — на новый автоматический оригинал, либо на качественный заменитель с ручным управлением за 150-200 долларов. Последний вариант имел свои недостатки. Обычно мало кто хочет постоянно переключать муфту. Поэтому предстоит выбор: либо везде передвигаться в режиме 2WD, либо – с постоянно включенным полным приводом. Но тогда вырастет расход топлива, и будет шуметь трансмиссия. С другой стороны ресурс механической муфты достаточно большой, чтобы раз и на всегда забыть о проблеме.
Трансмиссия отлично справляется с небольшим, хотя и нелегким внедорожником, который весит около полутора тонн. Долго ходят приводные валы, задний мост и передние рычаги подвески. Благодарности заслуживают коробка передач и редуктор. Хотя многим не может понравиться необходимость регулярного обслуживания (замена и контроль масла в редукторе и мостах). Зато претензий к долговечности не возникает.
Другое слабое место – амортизаторы и пружины. Амортизаторы малоэффективны, а пружины нередко ломаются. В случае поломки лучше использовать более мощные фирменные заменители – они дороже, но на долго избавят от проблем. Многие устанавливают на внедорожник более крупные (широкие) колеса, что ускоряет износ компонентов подвески.
Тормозная система недостаточно эффективная (50 метров со 100 км/ч), поэтому рассматривая Киа Спортейдж, как буксир, следует обдумать применение высококачественных тормозных дисков и колодок.
Рулевое управление внедорожника винтового типа. С одной стороны, оно практически не обеспечивает никакой точности рулевого управления. На скорости свыше 90 км/ч автомобиль ведет себя непредсказуемо. С другой – такой тип управления очень надежен и вынослив.
Еще один недостаток и одновременно преимущество – рамная конструкция кузова. Рама оберегает кузов от излишних нагрузок на кручение. Однако она подвержена коррозии. Кузов ржавчина атакует с меньшей интенсивностью.
Из неприятных мелочей можно отметить запотевание стекол, особенно зимой. Поэтому очень важно заботится о системе вентиляции и техническом состоянии кондиционера. После 1999 года проблема была практически устранена.
Двигатели
Под капотом Kia Sportage I можно найти один из трех 2-литровых двигателей: два бензиновых и один турбодизель. Бензиновые агрегаты двух типов – с 8-клапанной и 16-клапанной головкой блока. Оба имеют одну и туже конструкцию блока и развивают мощность 95 и 128 л.с. соответственно. 8-клапанник не поражает динамикой – 18,4 с до 100 км/ч, но к счастью ломается очень редко. 16-клапанник немного быстрее – 14,7 с до 100 км/ч, и имеет достойную тягу. Правда, расход приличный – в среднем около 13 л на 100 км, а в городе свыше 15 литров. Версия с 4-ступенчатым автоматом немного медленнее и еще прожорливее.
Бензиновый мотор Киа современный для того времени, но уже не простой и требует определенного обслуживания. При регулярной замене масла, ремней, свечей зажигания и проверке состояния системы охлаждения он не доставляет никаких проблем. За исключением несистемных отказов электрических элементов вспомогательного оборудования, характерных для автомобилей преклонного возраста. Тем не менее ни одна из таких неисправностей не способна обездвижить автомобиль на несколько дней, требуя взамен больших финансовых затрат на ремонт.
Из дизельных агрегатов первоначально устанавливался старый 2,2-литровый атмосферник, который использовался на пикапах Mazda B2200 и Ford Ranger. Мотор из 80-х развивал всего 63 л.с. О какой-то динамике говорить не имеет никакого смысла. Позже стал устанавливаться 2-литровый турбодизель отдачей в 83 л.с. Такой внедорожник разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, а расход топлива не превышает 10 литров на 100 км.
Владельцем 2-литровых дизельных версий приходилось сталкиваться с серьезными проблемами: дорогостоящим ремонтом головки блока и кривошипно-шатунного механизма. Кроме того возникали сбои в работе блока управления ТНВД. Отдельные владельцы отмечают сложности с запуском.
Выхлопная система обоих моторов подвержена коррозии, а повышенные вибрации дизельных моторов ускоряют ее повреждение. Порой отказывает иммобилайзер, реже стартер.
Эксплуатационные расходы
Затраты на содержание, с учетом хорошей надежности и долговечности автомобиля с бензиновым двигателем, должны быть сравнительно низкими. Однако необходимо принимать во внимание такие аспекты как, как условия эксплуатации и механические повреждения. Не следует забывать, что Киа Спортейдж 1 – настоящий внедорожник, а потому многие применяют его по назначению. Расходы на топливо не будут слишком высокими, если двигатель будет переоборудован для работы на газе.
Цены на запасные части не высоки. Достаточно много оригинальных деталей можно приобрести за разумные деньги. Но можно воспользоваться и довольно широким ассортиментом качественных заменителей. Только с самыми необычными элементами могут возникнуть сложности, особенно когда речь заходит о навесном оборудовании и электрических компонентах. Автосервисы без труда справляются с ремонтом и обслуживанием первого Спортейдж.
Ситуация на рынке
На вторичном рынке присутствует несколько десятков объявления о продаже Киа Спортейдж первого поколения. Наиболее предпочтительны экземпляры, собранные после рестайлинга в 1999 году. Их стоимость от 4 до 8 тысяч долларов. Автомобили первых лет производства имели довольно скудное оснащение. Отсутствуют привычные сегодня: ABS, подушки безопасности и кондиционер. Зато даже базовые версии имели электропривод стекол и усилитель руля. После обновления появились и АБС, и 2-е подушки безопасности.
Среди предложений имеется небольшое количество дизельных версий и модификаций с автоматом. Довольно сложно найти удлиненную версию Wagon с багажником увеличенным на 100 литров.
Стоит ли покупать?
Kia Sportage первого поколения должен выбираться осознано, как небольшой внедорожник для повседневного использования по назначению, а не как кроссовер повышенной комфортности. Избегайте версий с дизельными моторами и автоматом.
Kia Sportage I поколение слабые места, поломки, нюансы эксплуатации
История
01.93 Начало производства Kia Sportage в Корее
01.94 Стартует выпуск в Германии
02.95 Установка турбодизеля 2,0 л
01.98 Рестайлинг модели. Серийная установка ABS
KIA Sportage второго поколения с 2004 г.
Автомобиль был представлен тремя модификациями: 5-дверным универсалом, его удлиненной версией Grand и кабриолетом, который у нас практически не встречается. Причем кузова Sportage установлены на мощной раме, как у классических внедорожников. Применение односторонней оцинковки при изготовлении всех кузовных панелей и заводская антикоррозионная обработка обеспечивают им надежную защиту от коррозии.
По просторности салон Sportage не уступает большинству своих конкурентов-одногодок. Традиционно сильней стороной корейских автомобилей является их богатая стандартная комплектация. В «базе» Sportage — кондиционер, гидроусилитель руля, четыре электростеклоподъемника, электро-зеркала, центральный замок. Правда, электроника иногда бездействует вследствие окисления контактов. Объем багажника в 373 л нельзя назвать особо внушительным, поэтому практичным автолюбителям рекомендуется модификация Grand, в которой за счет удлинения заднего свеса «походный» размер багажника увеличили до 670 л.
Все силовые агрегаты Sportage выпущены по лицензии Mazda и надежны высокой «японской» надежностью, поэтому «выхаживают» до капремонта не менее 300 тыс. км. Благодаря конструктивным особенностям бензиновых двигателей — выточкам в днищах поршней — не слишком заботливые владельцы ограждены от неприятностей, связанных с ремонтом агрегата при обрыве ремня ГРМ. А вот дизели такими преимуществами не обладают. Рекомендуемый срок замены ремня ГРМ на всех двигателях — каждые 60 тыс. км. В моторах с большим пробегом может прогореть прокладка выпускного колектора. Отмечен также выход из строя регулятора холостого хода.
ТРАНСМИССИЯ
Поскольку Sportage оснащены трансмиссией Part Time 4WD, не име-ющей межосевого дифференциала, чаще они ездят как обычные «заднеприводники». Полный привод не рекомендуется подключать на твердом покрытии — это приводит к повышенному износу трансмиссии и шин, а также заметно ухудшает управляемость. Хотя на бездорожье Sportage запросто даст фору обычным «паркетникам» — в его арсенале «раздатка» с пониженным рядом передач, а в некоторых версиях еще и блокировка заднего межколесного дифференциала. При выборе автомобиля желательно остановить свои выбор на модификациях со ступичными муфтами подключения переднего моста (подключаются вручную) или автоматическими муфтами (включаются рычагом раздаточной коробки). Вакуумные муфты (устанавливались после 1998 года), позволяющие подключать переднюю ось на скорости до 80 км/ч, зарекомендовали себя ненадежными. Нередко нарушается герметичность сальника этого узла, что приводит к преждевременному выходу муфты из строя.
Автоматические КП встречаются редко. В механической коробке передач долговечностью не отличается сальник кулисы рычага переключения передач.
Передняя независимая подвеска служит долго. Ее особенность — верхняя шаровая опора меняется вместе с рычагом (запчасть — $60). Слабое место задней зависимой подвески — недолговечные пружины, которые часто ломаются. При экстремальном вождении быстро выходят из строя втулки маятника рулевого механизма.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Тормозная система оснащена передними дисковыми механизмами и задними барабанными. Повышает ее эффективность система ABS, которая после 1998 года вошла в список стандартного оборудования.
Мощная лонжеронная рама, полный привод, наличие пониженного ряда в «раздатке», клиренс 200 мм — все это свидетельствует о серьезных внедорожных амбициях Sportage. Однако не стоит воспринимать его как бескомпромиссного покорителя бездорожья. Там где «резвятся» Toyota Land Cruiser или Land Rover Defender, владельцу корейского автомобиля делать нечего.
Выезд на пикник, поездки на дачу. пляжные прогулки — вот основные сферы использования внедорожных качеств Sportage. С другой стороны, владелец может успокаивать себя тем, что за эксплуатацию своего «гнедого» он платит гораздо меньше, чем обладатели серьезных «проходимцев».
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
+ Доступная цена автомобиля. Богатая стандартная комплектация. Рамная конструкция кузова. Хорошая маневренность
— Невысокая надежность вакуумных муфт подключения переднего привода. Маленький объем багажника (кроме версии Grand). Недостаток простора на задних сидениях