Kia Spectra (2000-2011) – девять жизней
Киа Спектра появилась еще в 1997 году. В ту пору седан назывался Kia Sephia и был построен на переработанной платформе Mazda 323. Помимо южнокорейского рынка автомобиль предлагался в Европе (Shuma), в Америке, в Азии, в Австралии (Mentor) и на Ближнем Востоке (Spectra).
В 2000 году седан пережил рестайлинг, а эмблему Sephia сменила надпись Spectra. В Европе и в Австралии название осталось прежним. Производство модели было остановлено в 2004 году, но в России ее жизнь только начиналась. Промышленная сборка в Ижевске стартовала в 2004 году и закончилась в 2010 году. Летом 2011 года, в рамках обязательств перед Kia Motors, с конвейера «ИжАвто» сошла ограниченная партия в количестве 1 700 шт.
Заглянем внутрь. Интерьер не производит приятного впечатления. В отделке салона использован дешевый, грубый и жесткий пластик серых оттенков. К плюсам можно отнести удобные, широкие кресла с длинной подушкой, позволяющей с комфортом путешествовать на дальние расстояния. Нельзя упрекнуть седан и за задний диван. А 440-литрового багажника вполне хватает для повседневных нужд.
Большинство экземпляров имеют довольно бедное оснащение. В стандартную комплектацию входили подушка безопасности, иммобилайзер и аудиоподготовка. Гидроусиитель, центральный замок, электростеклоподъемники, ABS, подушка безопасности переднего пассажира и кондиционер требовали доплаты.
Автомобиль не принимал участия в краш-тестах по версии EuroNCAP, но об этом в 1999 году позаботились американцы из национального института безопасности IIHS. Из четырех возможных градаций седан заработал самую низкую «Poor» – плохой уровень безопасности. Водитель получил повреждения шеи и головы несовместимые с жизнью.
Двигатели
Кореец оснащался атмосферными бензиновыми двигателями емкостью 1.5, 1.6, 1.8 и 2.0 л. Намекая на время дебюта, моторы Спектры обрели «Технологию тысячелетия» (Millenium Technology), о чем красноречиво сообщает надпись на крышке «Mi-Tech». Все агрегаты – результат модернизации двигателей Мазда. Они имеют привод ГРМ ременного типа.
Наибольшее распространение получил 16-клапанный 1,6-литровый мотор S6D. Это не что иное, как доработанный двигатель Mazda B6. Корейские инженеры сократили время его прогрева и установили высокоэффективный катализатор. Клапаны оснащены гидравлическими толкателями, блок вылит из чугуна, а головка – из алюминия.
Среди недостатков можно выделить шумную работу гидрокомпенсаторов и невысокий срок службы высоковольтных проводов, свечей и катушки зажигания – порядка 50-100 тыс. км. После 150-200 тыс. км потребуют ремонта стартер и генератор.
Кроме того, сбои в работе двигателя могут возникать из-за отказа датчика массового расхода воздуха. ДМРВ появился в 2008 году. До него использовался более надежный МАР-сенсор (измеряет давление).
Многие владельцы машин ижевской сборки «попали на капиталку» двигателя, проехав всего 45 000 км. При сборке устанавливали ремень ГРМ слишком низкого качества. Он обрывался, и клапаны «встречались» с поршнями. Сегодня многие механики по старинке рекомендуют не искушать судьбу и менять ГРМ через каждые 40 000 км.
После 100-150 тыс. км порой начинает травить масло прокладка крышки клапанов. Масло появляется и в свечных колодцах. Если же там обнаружился антифриз, или потекла прокладка головки блока, то, скорее всего, ГБЦ лопнула, и ее придется заменить. Дефект возникает в результате перегрева. Стоимость новой головки – около 30 000 рублей.
Трансмиссия
Седан комплектовался либо 5-ступенчатой механикой, либо 4-скоростным автоматом. Обе коробки имеют свои недостатки.
Механика нередко требует переборки к 150-200 тыс. км. Помимо течи сальника первичного вала, со временем нарастает вой или гул. Впрочем, вой на первой и задней передачах – обычное дело, и некоторые владельцев проезжают без ремонта 250-300 тыс. км. Для переборки понадобится около 20 000 рублей.
В истории Спектры использовалось несколько автоматических коробок передач. F-4EAT и F4A-EL – совместная разработка Mazda и Jatco. Устанавливалась она только с мотором объемом 1,8 л. Кроме того, применялись коробки A4AF3, F4A42 и A4CF2 разработки Mitsubishi. Первые две могли сочетаться, с двигателями емкостью 1,5 и 1,8 л. А вот последняя как раз досталась только седанам Российской сборки.
Принято считать, что надежные автоматы закончились в 2007 году. По данным некоторых источников, именно тогда коробки стали собирать в Китае. Они страдают от преждевременного износа фрикционов и соленоидов. К ремонту следует готовиться ближе к 100 000 км, для чего потребуется, как минимум, 30 000 рублями.
Характерные симптомы: толчки при переключениях с 1-ой на 2-ую и перегазовки/пробуксовки при переходе со 2-ой на 3-ю. Если тянуть с ремонтом, то спустя время появляется хруст при трогании и во время остановки.
Необходимо регулярно контролировать состояние пыльников ШРУС. Они либо слетают из-за хлипких хомутов, либо рвутся от старости уже к 100 000 км. В результате пыль и грязь выводят из строя ШРУС, который меняется в сборе с приводом.
Ходовая
Шаровые опоры ходят более 60-100 тыс. км. Сайлентблоки рычагов расслаиваются после 100-150 тыс. км. Столько же служат и амортизаторы. К этому времени могут просесть или лопнуть заводские пружины, особенно у тех, кто использует межвитковые проставки.
После 100 000 км может потечь или загреметь рулевая рейка. Стоимость новой рейки – от 16 000 рублей.
Ближе к 100 000 км нередко отказывает блок ABS. Все дело в электромоторе. Внутрь попадает влага, что приводит к коррозии подшипника и окислению контактов обмотки ротора. Узел поддается несложному восстановительному ремонту. После 2009 года стали использовать модернизированный блок с улучшенной защитой от влаги.
Кузов и салон
Лакокрасочное покрытие не отличается высокой износостойкостью. Капот и бампер быстро покрываются сколами. Кузовное железо к коррозии не склонно. Очаги ржавчины, как правило, возникают в местах некачественного кузовного ремонта.
Вода в салоне может появиться из-за забитых стоков под внешней пластиковой накладкой внизу ветрового стекла. Кроме того, вода может проникать в салон из-за забившихся сливных отверстий в порогах. Вода в порогах ускоряет процесс коррозии.
Из мелких неисправностей можно отметить отказ датчика уровня топлива и проблемы с мотором печки (выходит из строя сам мотор или переключатель режимов). После 150-200 тыс. км следует быть готовым к замене муфты компрессора кондиционера или ее подшипников.
Ситуация на рынке
Уставший седан на ходу можно приобрести за 130 000 рублей. За ухоженные машины просят почти 300 000 рублей. Среди предложений более 90% занимают машины российской сборки. Принято считать, что более молодые экземпляры, выпущенные после 2008 года, менее надежные.
Стоит ли покупать?
Kia Spectra – типичный бюджетный седан, не отличающийся высокой надежностью. Однако, стоимость ремонта на фоне современных технологически сложных машин не может не радовать. Все распространенные недуги хорошо изучены и легко устранимы. С ремонтом справится любой гаражный механик. Не возникает проблем и с доступностью запасных частей. Киа Спектра – предложение для тех, кто хочет приобрести недорогой и необременительный в эксплуатации седан.
Kia Spectra
История В 1990-х годах, когда корейская автомобильная промышленность только поднималась на ноги, зачастую практиковалось заимствование платформ и двигателей у известных марок. Модель Kia Spectra, которая пришла на смену морально и технически устаревшему Capital в 1992 году, — не исключение. Первое поколение этой модели носило имя Sephia (на некоторых рынках – Mentor и Timor) и выпускалось в двух кузовах – седан и хетчбек. Модель оснащалась двумя бензиновыми двигателями — 1.5 (79 л.с.) и 1.6 (105 л.с.) литровыми, которые работали в паре с 4-ступенчатым «автоматом» и 5-ступенчатой «механикой» и была построена на платформе Mazda Familia. В 1993 году модель пережила легкий фейслифт и получила мощный 122-сильный бензиновый двигатель объемом 1.8 литра. Этот год стал знаковым для Sephia/Spectra – она стала первой моделью южнокорейской компании, которая начала официально поставляться в Соединенные штаты Америки. В 1995 году производитель провел небольшой рестайлинг модели, изменив, в частности, форму решетки радиатора и задних фонарей. Второе поколение модели, сошедшее с конвейера в 1997 году, получило небольшие изменения в дизайне экстерьера и интерьера, но технически это был уже совершенно другой автомобиль. Вплоть до 2000 года модель носила имя Sephia, и лишь с началом нового века была переименована в Spectra (для некоторых рынков, в том числе и европейского, Shuma). К тому же, начиная с 2004 года, производство Kia Spectra второго поколения было налажено на автозаводе в Ижевске, тогда как на остальных рынках ее заменила более современная Cerato. Экстерьер В отличие от первого поколения, когда Spectra производилась в кузовах седан и хетчбек, вторая генерация изготавливалась в кузовах седан и лифтбек. Прежде всего, машина выросла в габаритах. Колесная база увеличилась с 2500 (первая генерация) до 2560 мм, что дало больше пространства для пассажиров заднего ряда, да и «в плечах» стало свободнее. Также выросли длина (на 170 мм — с 4360 до 4530 мм), ширина (на 5 мм – с 1695 до 1700 мм) и высота (на 20 мм – с 1390 до 1410 мм). Лифтбек был короче седана на 5 мм, шире на 25 мм и выше на 15 мм. Изменения в дизайне коснулись в основном передней части: форма фар головного света стала более округлой, противотуманные фары продолговатой формы переместились с собственно бампера на нижний спойлер, а воздухозаборник в спойлере стал меньше в длину, но зато увеличился в ширину. Видоизменились и задние фонари: они также стали округлыми. После фейслифта в 2001 году экстерьер стал более современным – в решетке радиатора вместо одного появились два «ребра», саму решетку начали красить «под хром», противотуманные фары стали круглыми. Задние стоп-сигналы у седана из округлых стали каплевидными, изменилась форма крышки багажника. Видоизменился и дизайн экстерьера лифтбека: его разделенные на ближние и дальние фары головного света были скомпонованы в одну целую фару, уменьшилась длина передних противотуманных фар, а указатели поворота переместились с задней части крыла на переднюю, ближе к бамперу. Задние стоп-сигналы тоже изменились – фонари заднего хода и указатели поворота, которые ранее двумя узкими полосами разделяли фонари, стали вертикальными, округлыми и переместились к внешнему краю фонарей. Кроме того, с крышки багажника исчез дополнительный стоп-сигнал. В 2005 году, когда производство модели во всем мире прекратилось, на Ижевском автозаводе был проведен очередной фейслифт седана (лифтбек в России производить не стали). И вновь изменения коснулись дизайна передней и задней части автомобиля – в частности, форм фар головного света и задних фонарей. Интерьер Автомобили Kia всегда отличались богатством оснащения уже в базовой комплектации, и Spectra не стала исключением. Автомобиль получил удобные передние сидения с боковой поддержкой (поясничная отсутствовала даже в люксовой комплектации), задний диван стал «ориентирован» на комфортную посадку двух пассажиров. В приборной панели появился бортовой компьютер, а сама панель была развернута к водителю (к слову, такой стиль передался и современным моделям Kia). Уже в базовой комплектации у Spectra есть передние подушки безопасности, гидроусилитель руля, электрокорректор фар, магнитола и прочее оборудование. Нет в «базе» кондиционера – он появится только в следующей комплектации. Технические характеристики Во втором поколении у Spectra появился 2.0 литровый бензиновый двигатель, которым оснащали модели, идущие на продажу в США. Для стран Европы предлагались 1.6 и 1.8 литровые модернизированные моторы, которые работали в паре с 4-ступенчатой автоматической и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Для российского рынка доступен только один 1.6 литровый двигатель, а «автомат» предлагается только для двух люксовых комплектаций, в «базе» же машину оснащают 5-скоростной «механикой». Подробнее
I 2000 – 2001
Лифтбек
Седан
I Рестайлинг 1 2001 – 2004
Лифтбек
Седан
I Рестайлинг 2 2004 – 2011
Седан
II 2004 – 2008
Седан
Хэтчбек 5 дв.