- Почему на машине кипит аккумулятор и как этого избежать
- Причины закипания электролита
- Перезаряд аккумуляторной батареи
- Неправильная эксплуатация
- Короткое замыкание пластин
- Высокая температура
- Последствия кипения электролита в аккумуляторе
- Что делать, если аккумулятор кипит?
- Тема: Индикатор АКБ и перегрев ОЖ. Где связь?
- Индикатор АКБ и перегрев ОЖ. Где связь?
- Почему кипит аккумулятор
- Причины вскипания аккумулятора
- Неисправность батареи
- Перезарядка
- Износ АКБ
- Физика процесса кипения
Почему на машине кипит аккумулятор и как этого избежать
Автомобильный аккумулятор – устройство довольно чувствительное к характеру эксплуатации и температурному режиму. Небрежная эксплуатация и отсутствие обслуживания АКБ приводит к значительному сокращению срока службы батареи. К примеру, зимой в разряженном аккумуляторе электролит может просто замёрзнуть из-за низкой плотности. В летнее время чаще всего другая напасть. Аккумулятор «кипит». Здесь стоит сразу определиться с понятиями. Под кипением электролита в АКБ понимают процесс гидролиза воды, то есть её разложение на кислород и водород. Причины такого кипения электролита свидетельствуют о неисправностях в бортовой электрической системе машины.
Причины закипания электролита
Причинами того, что на машине кипит аккумулятор, могут быть следующие:
- Перезаряд АКБ;
- Неправильная эксплуатация;
- Короткое замыкание пластин;
- Высокая температура.
То есть, охват довольно большой. Причина может быть в неисправных элементах машины, поломке аккумуляторной батареи и неправильных действиях владельца автомобиля. Давайте рассмотрим эти причины подробнее.
Перезаряд аккумуляторной батареи
Основной причиной избыточного заряда аккумулятора на машине является неисправное реле-регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущего числа оборотов двигателя и меняется во времени. Поэтому предусмотрено реле-регулятор, которое стабилизирует напряжение в сети. В идеале напряжение, подаваемое на выводы аккумуляторной батареи, должно быть 12,9─13,4 вольта. На практике у большинства машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 вольта. Большие значения – повод провести диагностику.
Если генератор изношен или неисправен, то напряжение будет ниже установленных пределов. Тогда аккумулятор не будет полноценно заряжаться между пусками двигателя. Если напряжение выше установленных пределов, то в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Как говорят, аккумулятор на машине кипит.
Поэтому периодически это значение нужно проверять мультиметром на клеммах АКБ. Если напряжение превышает значение 14,3 вольта, то срок службы аккумулятора начинает стремительно сокращаться. Если значение напряжения выше 14,6 вольта, то эксплуатировать аккумулятор на таком автомобиле нельзя. Нужна диагностика и ремонт.
Вернуться к содержанию
Неправильная эксплуатация
Часто наблюдается такая ситуация. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, обогрев и другие потребители при заглушённом двигателе. В результате аккумулятор сильно разряжается, а затем при пуске двигателя и движении электролит в АКБ кипит. Это происходит из-за того, что ток от генератора на разряженный аккумулятор подаётся значительно выше, чем на заряженный. Поэтому разряженный аккумулятор следует подзарядить сетевым зарядным устройством током 0,1 от номинальной ёмкости.
Другая ошибка часто бывает при эксплуатации аккумуляторов для грузовых автомобилей. На автобусах, спецтехнике и грузовых автомобилях часто ставят 2 аккумуляторные батареи. Но при этом часто совершают ошибку, устанавливая аккумуляторы с разными значениями ёмкости или сроком эксплуатации. Если они заряжаются общим током, то возникает ситуация, когда одна АКБ ещё не заряжена, а в другой уже перезаряд и аккумулятор кипит.
Короткое замыкание пластин
Причиной того, что АКБ на автомобиле кипит, могут стать и неисправности автомобильного аккумулятора. Бывают ситуации, когда в результате короткого замыкания выходит из строя одна из банок (элементов) аккумулятора.
Тогда общий вольтаж батареи уменьшается на величину напряжения отдельного элемента (2,1 вольта). В результате вместо 12,6 мы имеем 10,4 вольта. В результате напряжение 14 вольт от генератора значительно превышает значение, необходимое для заряда. И электролит в оставшихся банках кипит.
Короткое замыкание может произойти по разным причинам:
- прорыв сепараторного конверта и замыкание отрицательной и положительной пластин;
- отрыв электродов от соединительного мостика;
- осыпание активной массы пластин. Скапливаясь на дне корпуса, они замыкают пластины.
Диагностировать выход из строя банки АКБ можно измерив напряжение, а также плотность. Эти показатели будут значительно отличаться от других банок. То есть, при заряде этот элемент просто не будет принимать ток.
Вернуться к содержанию
Высокая температура
Эта проблема появляется в летнее время года. В жаркий период температура под капотом с разогретым двигателем может доходить до 100 градусов Цельсия. Для АКБ рабочая температура не больше 50 градусов. В результате дистиллированная вода просто испаряется и уровень электролита понижается.
Вернуться к содержанию
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Вредные последствия кипения электролита существуют как для самого аккумулятора, так и для окружающих его узлов под капотом. При электролизе воды или простом её испарении снижается уровень электролита и меняется его концентрация.
Это отражается на работе и характеристиках батареи. В частности, увеличивается сульфатация пластин и снижается ёмкость АКБ.
Если нерегулярно следить за аккумулятором, то уровень электролита может упасть ниже уровня пластин. В таком состоянии эксплуатация крайне не рекомендуется, поскольку резко сокращается его срок службы.
Когда аккумулятор кипит, на поверхность корпуса поднимаются пары электролита. В результате начинается окисление токовыводов. Если электролит находится на крышке, то к нему тут же прилипает грязь, пыль, масло. Образуется токопроводящая плёнка, которая способствует увеличению саморазряда АКБ. То есть, пагубные процессы с аккумулятором растут лавинообразно. А вы потом ломаете голову над тем, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Поэтому допускать кипение электролита в аккумуляторе машину не рекомендуется. Что нужно предпринять, когда аккумуляторная батарея кипит?
Вернуться к содержанию
Что делать, если аккумулятор кипит?
Предпринимать действия нужно в зависимости от того, какой причиной вызвано кипение электролита. Если это перезаряд АКБ на машине, то следует приводить в порядок регулятор напряжения или генератор. За этим придётся обращаться к автомобильному электрику. Регуляторы напряжения бывают механические, электромеханические и электронные. В зависимости от того, какой у вас на машине, специалисты проводят его замену или регулировку.
Поломки генераторов обычно сводятся к выгоранию диодов, износу щёток. В зависимости от поломки и состояния генератора его либо реставрируют, либо заменяют. В ходе эксплуатации стоит периодически проверять напряжение, выдаваемое генератором.
Если неисправность в самом аккумуляторе. Допустим, аккумулятор кипит по причине замыкания в одной из банок. Тогда уже нужно менять АКБ. Если аккумулятор ещё новый, то его можно сдать по гарантии производителя на АКБ. Если гарантийный срок закончен, то, скорее всего, придётся покупать новый. Восстановление автомобильного аккумулятора при замыкании банок крайне затруднительно на современных батареях.
При высокой температуре под капотом и испарении дистиллированной воды в летнее время постарайтесь чаще проверять уровень электролита. Доливайте дистиллированную воду при необходимости.
Тема: Индикатор АКБ и перегрев ОЖ. Где связь?
COpATHuK
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Просмотр статей
- см. фотоальбомы
71 62
Индикатор АКБ и перегрев ОЖ. Где связь?
Всем привет. Сид заболел, нужна помощь коллективного разума.
Во время поездки сегодня загорелся индикатор АКБ, спустя 10 секунд начала расти температура двигателя. Буквально за пару секунд поднялась до предпоследнего деления. Я сразу на обочину и заглушил машину. Первым делом открыл капот-уровень ОЖ в норме.
Подождал минут 5, пока двигатель поостынет, завёл заново, двигатель работает как обычно, только обороты держит 1000, спустя непродолжительное время ХХ, температура опять полезла вверх, воздух из печки прохладный, несмотря на макс выставленную температуру. Лампа АКБ так и не погасла.
В чем дело, как думаете? Термостат? Причём тут АКБ?
gousman
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- Просмотр статей
- см. фотоальбомы
Почему кипит аккумулятор
В современных автомобилях до сих пор установлены свинцово-кислотные батареи. Одной из их проблем является то, что иногда аккумулятор начинает закипать. Это чаще происходит в летнее время, но также бывает и зимой, весной или осенью. Данный процесс зависит от температуры, но мало от окружающей. Конечно, это совершенно не говорит о том, что при зарядке АКБ машину можно оставлять под палящим солнцем. Лучше придерживаться рекомендаций и при зарядке располагать авто в гараже или тени.
Причины вскипания аккумулятора
Основная причина, когда кипит аккумулятор при зарядке, состоит в несоблюдении циклов заряда. На самом деле, факторов несколько, не стоит исключать ни один из них:
- неисправность самого аккумулятора;
- перезарядка;
- чрезмерная нагрузка с большими потребляемыми токами.
Неисправность батареи
Вскипание аккумулятора при его неисправности даже в нормальных нагрузочных режимах вполне реально. Если в него производитель или автомобилист залил больше положенного воды или электролита. Во время работы и в процессе зарядки жидкость немного нагревается и за счет низкого уровня не успевает выдавливаться наружу через пробки.
Причины неисправности батареи могут быть связаны с неправильным составом электролита, его большом количестве и повреждении одной из банок. Самостоятельно выяснить, почему источник сильно нагревается, будет сложно. Это реально выполнить только при помощи специального прибора, измеряя емкость, плотность тока и напряжение.
Перезарядка
Если батарея кипит при езде, то существует несколько вариантов проблемы. В одном из них, когда закипает АКБ, будет неисправен генератор. Вероятно, совместно с ним вышло из строя реле-стабилизатор, потому что источник выдает слишком высокие токи. Аккумулятор тоже потребляет разные по величине токи, которые регулируются стабилизатором. Если он будет неисправен, то на источник приходит повышенное напряжение. Из-за этого в банках возникает пробой, а содержащаяся кислота начинает нагреваться.
Еще быстрее закипит батарея при зарядке от самодельного устройства. Если вы решили таким образом восстановить емкость, то учтите, что постоянный ток губительно воздействует на обкладки. Сначала при низкой плотности источник будет брать энергию, а когда плотность повысится, ток уменьшается, но увеличивается напряжение на обкладках. Это приводит к сильному нагреву жидкости, потому что через нее начинают течь большие токи.
Если часто стал греться аккумулятор на машине во время зарядки от самодельного устройства, для восстановления емкости нужно соблюдать определенные условия:
- Контролировать ток зарядки и регулировать его, чтобы не допустить перенапряжения на выводах.
- Обеспечивать процесс контроля за напряжением на АКБ, не допуская его увеличения выше 14,7 В.
- Желательно контролировать температуру источника. Производители не оснащают их термодатчиками, поэтому устройство контролирует значение в комплексе или работает по времени.
Износ АКБ
Не знаете, почему кипит аккумуляторная батарея, которой уже более 5 лет? Аккумулятор стал потреблять больше тока, но и быстрее начал его отдавать в нагрузку. Движение заряженных электронов в большом количестве за малый интервал времени вызывает нагрев кислоты и пластин.
Закипание является одним из факторов износа аккумуляторной батареи. Если такое состояние стало проявляться все чаще, пора заменить батарею на вашей машине. Если неисправности были в генераторе, то нужно проверить ток зарядки и выдаваемое напряжение. При помощи бытового мультиметра можно измерить только напряжение. Когда двигатель заведен и работает на холостых, напряжение должно быть порядка 13,5-14,0 В на зажимах источника. Если напряжение больше 14,2 или 14,7 В, в зависимости от ряда причин, генератор работает в усиленном режиме или неисправен стабилизатор.
Генератор выдает трехфазное напряжение, которое сглаживается диодными мостами и стабилизируется преобразователем. Если это не происходит и напряжение на батарее много больше нормы, то это явный признак. Чтобы найти все причины, нужно выполнить диагностику.
Физика процесса кипения
Если при эксплуатации автомобиля вы наблюдаете кипение аккумулятора, это может быть связано с химическим составом жидкости. На 35-37% электролит состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Она закипает при 100 градусах, кислота — при 337. Раствор в итоге начинает кипеть при 113 градусах. Рабочая температура под капотом держится на уровне 85-95 градусов, то есть, остается совсем немного до стадии закипания. Достаточно поставить авто на солнце, и температура поднимется до нужного уровня. Если кипит аккумулятор, сначала уберите машину с солнца, заглушите мотор и откройте капот для проветривания. Когда источник остынет, убедитесь в исправности генератора и стабилизатора зарядного тока.