- Тест Kia Seltos для России: есть вопросы к шумке и вариатору
- Как едет Kia Seltos?
- Откуда взялся вариатор?
- Наш прогноз
- Все о вариаторе Киа Селтос: устройство, работа, ресурс
- Устройство коробки передач
- Особенности работы механизма
- Особенности управления
- Возможные неисправности
- Какой ресурс у вариатора?
- Регламент обслуживания IVT
- Вариатор раздора для Kia Seltos
- О надежности
- Как устроен вариатор
- Какой стоит вариатор?
- Ресурс вариатора
- Стоит ли покупать Селтос с вариатором?
- Поделиться ссылкой:
Тест Kia Seltos для России: есть вопросы к шумке и вариатору
«За рулем» протестировал кроссовер, подготовленный для России. Главные опасения вызывает вариатор: в отличие от соплатформенного Hyundai Creta, Seltos оснастили не самой любимой у нас коробкой передач.
Как едет Kia Seltos?
Во время теста корейской версии Селтоса главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков жаловался на излишнюю жесткость подвески. Уловил отголоски проблемы и я: возможно, работа над ошибками проделана не до конца.
Kia Seltos прошел ресурсные испытания на Дмитровском автополигоне. Цикл в 50 000 км эквивалентен пробегу 150 000 км в реальной жизни. По результатам перекалибровали все амортизаторы, заменили передние пружины и стабилизатор поперечной устойчивости.
Шумоизоляцию хвалить не стану. Под европейские дороги машины обули в нешипованный Gislaved, гул от которого отлично проникает в салон. Что же будет при наличии «гвоздей»? Ассистирует шинам выхлоп, который четко слышен с любого места. Но особенно – с заднего правого: при разгоне соло глушителя через багажный отсек звучит особенно выразительно. И не сказать, что звук приятный.
Интерьер по визуальному восприятию даст фору любому из конкурентов. Ключевую роль играет «богатый» дисплей на 10,25 дюйма. Но мягкого пластика при этом практически нет.
Откуда взялся вариатор?
Работает вариатор неплохо, но зависания на высоких оборотах перед сменой виртуальных ступеней хотелось бы сделать покороче. При неидеальной шумоизоляции тон высоких оборотов двигателя успевает стать навязчивым.
Вариатор ставят исключительно со 149-сильным мотором 2.0, который доступен с передним или полным приводом. Для базового атмосферника 1.6 (123 л.с.) оставили 6-ступенчатые коробки — механику и автомат. Корейцы не боятся растерять имидж, ведь машинам Kia и Hyundai немало россиян отдавали предпочтение именно за использование классических автоматов! А теперь такой коробки передач на самом ходовом моторе не будет. Представители марки кивают на конкурентов: те, мол, тоже на CVT.
Корейцы рискнули и поставили с самым ходовым мотором 2.0 вариатор. Автомат – только для 1.6. Турбированная версия комплектуется преселективным роботом, но это штучный товар, учитывая цены от 1,79 до 1,99 млн рублей.
Наш прогноз
Удивительно: у марки Kia, предлагающей у нас самый широкий модельный ряд среди массовых брендов, компактного кроссовера до сих пор не было! Есть два с приставкой «псевдо» — Rio X-Line и Soul, есть среднеразмерный паркетник Sportage, а игрок в динамично развивающемся сегменте В появился только сейчас.
Легко заподозрить «политические мотивы». Дескать, доминирующая в концерне марка Hyundai собрала сливки Кретой, теперь можно и родственника выпустить на поредевшую поляну. Но не все так просто!
Все о вариаторе Киа Селтос: устройство, работа, ресурс
Kia Seltos кроссовер компактного класса, который собирается в Южной Корее, Китае, на Филиппинах и в Индонезии. В нашей стране сборка была налажена в 2020 году на калининградском заводе «Автодор».
Автомобиль комплектуется двумя бензиновыми на 1,6 и 2,0 литра двигателями, а также большим количеством коробок передач: механической, автоматической, роботом.
Вариатором (интеллектуальной бесступенчатой трансмиссией IVT) автомобиль оснащается только в варианте оснащения 2,0-литровым двигателем NU 2.0 MPI, развивающим мощность в 149 л.с. На кроссовер устанавливается модель C0GF1 Smartstream IVT.
IVT доступен только в комплектации автомобиля:
Устройство коробки передач
Компания Hyundai Motor Group самостоятельно проектирует и выпускает вариатор. Его выпуском (как и других типов трансмиссий) занимается дочерняя фирма HYUNDAI POWERTECH.
- повышенная экономичность за счет постоянной работы двигателя на оптимальных оборотах;
- плавный ход без рывков во время переключения передач;
- отзывчивость двигателя на нажатие педали газа.
IVT имитирует переключение передач, хотя является бесступенчатой. Сделано это для комфорта водителей, большинству из которых не нравится постоянно ровный звук двигателя, несмотря на степень нажатия на акселератор.
В вариаторе вместо ремня использована цепь. Благодаря ее применению снижается шум и поднимается ресурс механизма.
Особенности работы механизма
Вариатор способен плавно изменять радиус шкивов, на которых лежит цепь, поэтому число передач становится бесконечным. Такая особенность увеличивает ресурс двигателя. Он может работать постоянно на одних оборотах, не увеличивая и не уменьшая их.
Ресурс самой коробки передач обеспечивается тем, что передача крутящего момента происходит через слой масла. Т.е. между поверхностью цепи и шкивов находится тончайшая пленка масла, которая препятствует выработке металла. Но из этого следует, что:
- трансмиссия боится перегрева с закипанием масла;
- нужно вовремя менять масло в узле, не допуская работы на старой жидкости, потерявшей свои свойства.
Особенности управления
В автомобиле установлен рычаг с положениями переключения:
- P – режим парковки;
- R – движение вперед;
- N – нейтральное положение;
- D – задний ход.
При включенном зажигании на приборной панели отображается положение рычага. Также на панели имеется индикатор, который предупреждает о перегреве трансмиссии. Он дублируется звуковым сигналом.
При перегреве трансмиссии нужно остановить автомобиль и, не выключая двигатель, в положении «Парковка» ждать, пока вариатор остынет. Нельзя двигаться при перегретой коробке передач – это приведет к ее поломке.
Автомобиль оснащен режимом самозащиты, который снижает мощность трансмиссии при перегреве. В этом случае скорость снижается до значений около 30 км/ч.
После появления на приборной панели сообщения «Трансм. охладилась. Продолжайте движение» можно ехать дальше.
Возможные неисправности
Если взять отзывы владельцев, то они делятся на две категории:
- сугубо положительные, в который указывается на отличную работу, большой ресурс и надежность механизма;
- сугубо отрицательные, в которых отмечается ненадежность и хрупкость узла, который легко выходит из строя.
В качестве примера можно привести это видео:
Однако нетрудно заметить, что проблемы у водителя возникли из-за несоблюдения правил пользования вариатором. Узел надежен, но не терпит продолжительной пробуксовки, которая приводит к закипанию масла, а именно оно и произошло, судя по маслу на асфальте.
Также нужно учитывать, что Киа Селтос – не внедорожник, а вседорожник. В глубокую грязь на машине, оснащенной вариатором, лезть нельзя. Кроссовер не предназначен для преодоления бездорожья, а также крутых уклонов.
Так же легко сломать вариатор «полицейской» пробуксовкой колес на старте. В начале движения нужно нажимать на педаль газа плавно.
Если соблюдать правила обращения с кроссовером, то вариатор прослужит наравне с самим двигателем.
Видео. Как не сломать вариатор:
Какой ресурс у вариатора?
Производитель гарантирует ресурс агрегата в 150 000 км пробега. Реально, если соблюдать правила, изложенные в «Руководстве пользователя», то IVT прослужит намного дольше.
Механизм ремонтоспособен, поэтому восстановить его вполне возможно.
Регламент обслуживания IVT
Согласно регламенту замена масла и фильтра тонкой очистки в коробке передач проводится после пробега в 90 000 км или через 6 лет эксплуатации. Полная замена составляет 6,7 л жидкости. Используется оригинальное масло Kia SP-CVT1.
Номенклатурный номер жидкости 0450000A61.
- HYUNDAI-KIA 0450000161 ATF SP-CVT 1 (1Л);
- RAVENOL 1211110001 масло трансмиссионное CVT 1л (синтетика);
- RAVENOL 1211110004 масло трансмиссионное RAVENOL CVT Fluid (4л);
- RAVENOL 1211110B20 масло трансмиссионное CVT 20л (синтетика).
Возможности замены лучше уточнить на сертифицированном сервисе.
Вариатор раздора для Kia Seltos
Порой складывается впечатление, что скандал вокруг вариаторного Селтоса на презентации это азиатская хитрость. В самом деле, остерегающиеся продвинутых технологий его и так брать не будут, зато про вариатор на Селтосе узнали и те, кто им вообще не интересовался.
О надежности
В итоге больше половины покупателей выбирают именно такую трансмиссию, и, судя по отзывам в сети, не жалуются. Процент отказов вариатора даже с рядом предположений и допущений не превышает 0,1, то есть надежность новых агрегатов на вполне приличном уровне.
Официальной статистики отказов по России в открытом доступе нет, но по США, где такой же вариатор вышел в свет на год раньше, цифра отказов ввиду большего количества проданных маших и их пробегов известна точнее — у 0,029% автомобилей с этим вариатором он уже вышел из строя.
Но неизвестно, какая часть этих отказов вызвана неграмотной эксплуатацией. Ведь при всей внешней простоте управления авто с вариатором этот механизм имеет определенные ограничения, обусловленные его конструкцией.
И вряд ли все водители, пересев на вариатор, озадачили себя вниканием в устройство нового узла или хотя бы чтением инструкции, прямо прописывающей ряд эксплуатационных ограничений.
Как устроен вариатор
Принципиальная схема работы вариатора показана на рисунке.
Конусные диски могут сдвигаться или раздвигаться, тем самым изменяя эффективный радиус ремня или цепи на ведомом и ведущем валах и меняя этим передаточное отношение.
Какой стоит вариатор?
У Селтоса как раз, впервые в практике Киа, применена цепь в вариаторе. По сравнению с ремнем, цепь может передавать более высокие нагрузки, а её недостаток, шумность при работе, конструкторы из Кореи компенсировали усилением шумоизоляции моторного отсека.
Достоинства вариатора:
- бесступенчатое изменение крутящего момента;
- высокий КПД;
- простота управления автомобилем с вариатором.
Недостаток, и существенный, ограничение передаваемого крутящего момента.
Но простейший вариатор не может обеспечить размыкание двигателя и ведущих колес (например, для кратковременной остановки) и движение задним ходом. Для решения этих задач в вариатор вводят дополнительные узлы, гидротрансформатор и планетарную передачу. Принцип работы хорошо показан на видео.
Интересно, что такая схема позволяет двигаться задним ходом с такой же скоростью, как и вперед. Правда, во многих авто эта возможность заблокирована
Проблемы у всех вариаторов похожие, трогание с места в тяжелых дорожных условиях, когда сопротивление вращению колес значительно больше обычного. В этот момент конуса ведущего вала раздвинуты, ремень/цепь находится в положении минимального эффективного радиуса, следовательно, и линия контакта конусов и торцов цепи невелика. А крутящий момент на валу большой.
Возникает риск пробуксовки цепи на валу, масляная пленка в таких условиях срывается и начинается аварийный (ускоренный) износ вариатора.
В вариаторе Селтоса своеобразным предохранителем служит гидротрансформатор, он демпфирует ударные нагрузки в трансмиссии и обеспечивает плавное нарастание крутящего момента при трогании. Но гидротрансформатор не всемогущ, водителю тоже стоит подстроить свой стиль езды под конструкцию вариатора.
Например, даже на хорошей дороге о стартах с педалью газа в полу лучше забыть. Когда машина поедет — хоть пробейте пол педалью, но трогаться стоит аккуратно.
На бездорожье оптимальный вариант — преодолевать препятствия с ходу, стараясь не допускать буксования колес. Если автомобиль все же застрял, газовать бессмысленно, вариатор очень быстро перегреется, лучше по возможности попробовать выехать назад по своей колее.
Ну и надо помнить, что Селтос, даже полноприводный, это кроссовер, а не полноценный внедорожник. Кардинально улучшить его проходимость можно, разве что переставив его на гусеницы.
Ресурс вариатора
Сами корейцы заявляют о ресурсе в 300 тыс. км. Верить им или нет, дело хозяйское, агрегат новый, практического подтверждения такого заявления нет и в ближайшем будущем не ожидается, пробеги у авто с этим агрегатом пока маловаты.
Обычно у вариаторов быстрее всего изнашивается цепь/ремень, деталь не дешевая, но и запредельно дорогой её не назовешь. Но официально эти узлы Селтоса в России не ремонтируются и по каждой поломке узел идет под замену.
Хорошо, пока гарантия, за свой счет замена на официальном сервисе обойдется в треть стоимости машины, а это реально дорого. Правда, есть и не авторизованные специалисты по вариаторам с более вменяемыми ценниками, но их даже в крупных городах маловато.
Стоит ли покупать Селтос с вариатором?
В этом вопросе надо тщательно взвесить все за и против, и свою готовность подстроить манеру вождения под данный тип трансмиссии.
Среди несомненных плюсов экономичность и комфорт вождения.
- ограничения по эксплуатационным условиям;
- сложности с возможным ремонтом
- перспективы серьезного падения стоимости авто в постгарантийный период.
И к слову сказать, Киа ограничивает выбор длительными сроками ожидания автомобилей с классическим автоматом и, особенно, механической коробкой. Так что не факт, что выбор, с учетом времени, и будет.
Поделиться ссылкой:
КПП для Селтоса: какую лучше выбрать?
Какой автомат под капотом Kia Seltos: ресурс и надёжность
Какой робот у Kia Seltos (2020) и у рестайлинговой модели (2023) кроссовера: ресурс и надёжность
Отзывы реальных владельцев Kia Seltos: о плюсах и минусах
Как понять что лучше: Kia Seltos или Sportage