Валерий Тараканов, директор по маркетингу KIA Motors Rus («АВТОСТАТ»)
С Валерием Таракановым, директором по маркетингу компании KIA Motors Rus, наш корреспондент встретился на стенде международного автосалона во Франкфурте-на-Майне. Где, конечно же, корейский бренд по традиции представил целый ряд новинок.
— Какие основные премьеры сегодня анонсирует концерн KIA?
— KIA уже много лет – один из лидеров в области автомобильного дизайна, и это мы в очередной раз подтверждаем яркой премьерой на автосалоне. Компания привезла потрясающий концепт ProCeed. Некоторые черты, конечно же, будут использованы при создании уже серийного Ceed; он появится чуть позже, через год – полтора. Это, пожалуй, самая ожидаемая новинка от нашей компании.
Но, если говорить о вещах более практических, то для нас, компании KIA Motors Rus, важнейший экспонат выставки – обновленный KIA Sorento Prime. Автомобиль уже достиг середины своего жизненного цикла, и настало время для перемен – как внешних, так и внутренних. Самое главное для нас – в сочетании с дизельным двигателем 2,2 л появится новый автомат, 8-ступенчатый. Он более «быстрый», и, уверен, понравится водителям. Разгон станет динамичнее, а расход топлива, наоборот, сократится. И, конечно же, появление передней и задней светодиодной оптики с активным управлением, поворотной функцией, системой автоматического переключения ближнего/дальнего света – все это освежит, осовременит машину. Я уже не говорю о самой современной мультимедийной системе и огромном количестве иных приятных мелочей, которые на самом деле далеко не мелочи.
Очень важный момент: начиная с нынешнего автосалона, KIA объявляет о появлении нового пакета для многих моделей; называется он X-line. Первенцем стал Picanto, и пусть вам это не покажется странным. У автомобиля увеличен клиренс, по периметру кузова – легкий внедорожный обвес, есть элементы «кроссоверного» дизайна и в салоне. Первый образец стоит на нашем стенде, а в России автомобили с подобным пакетом появятся в продаже в первой половине будущего года.
У нас на стене есть еще одна премьера – кроссовер класса B-SUV Stonic. Модель разработана исключительно для рынков Европы и Южной Кореи и в Россию поставляться не будет. При проектировании инженеры постарались максимально облегчить автомобиль, использовали только малоразмерные двигатели, чтобы вписаться в очень жесткие европейские экологические нормы и на равных конкурировать в популярном сегменте небольших кроссоверов (в этом году на выставке во Франкфурте премьеры в классе В-SUV прошли у Hyundai, Volkswagen, Skoda, Citroen и других компаний – прим. ред.). Поэтому машина будет только переднеприводной, на первых порах – только с «механикой», с литровым двигателем с турбонаддувом мощностью 120 л.с. В будущем появится еще и 7-ступенчатый преселективный «робот». Мы знаем ожидания и предпочтения наших клиентов, потому, думаю, предлагать этот автомобиль в России не стоит. Тем более, что у нас есть более интересный с нашей точки зрения продукт – КIA Soul. И давайте подождем немного – я думаю, у нас еще появится в модельном ряду небольшой кроссовер с полным приводом.
— Хорошо! Теперь давайте вернемся с немецкой земли на российскую. Вы сегодня номер один на рынке…
— Да, среди марок уже четвертый год, а среди моделей Rio лидирует по итогам 8 месяцев нынешнего года.
— Этот год ознаменовался для вашей компании в первую очередь появлением нового поколения модели Rio. Каких новинок ждать в ближайшее время? Чем удивите?
— До конца года пройдет еще одна премьера; это будет развитие модельного ряда Rio. О подробностях говорить пока не могу, но очень скоро мы сделаем официальное объявление. Ждите!
Кроме того, для журналистов до конца года мы представим обновленный KIA Sorento Prime. В будущем году у нас будет еще больше премьер, чем в 2017-ом; это касается и совершенно новых моделей, и обновленных. Уже весной в продаже появится модель, которые мы ждем уже давно – KIA Stinger.
— Это автомобиль – потрясающий по дизайну, уверен, что и по уровню удовольствия от вождения. Но корейская компания никогда не предлагала спортивные модели такого класса! Как вы думаете, как встретят российские потребителя новичка из Кореи в этом сегменте? Это ведь такой прыжок в неизвестность…
— Компания в своем развитии достигла такой точки (по уровню технологии, качеству и т.д.), что давно переросла имидж производителя отличных массовых автомобилей. Миссия Stinger как раз в том, чтобы совершить прорыв в новый сегмент, где потребители наш бренд никогда практически не рассматривали. Автомобиль должен привлечь внимание новых покупателей, а также тех, кто перерос существующий модельный рад компании, но хотел бы оставаться нашим клиентом. Именно для них мы готовы предложить новый продукт, который можно позиционировать как «спорт-кар на каждый день». Тем более, что модель есть в вариантах с полным приводом, увеличенным клиренсом; его можно будет эксплуатировать круглый год, в том числе в России.
— Тогда давайте пойдем дальше. Пару лет назад родственная компания Hyundai объявила о создании собственного люксового бренда – Genesis, и достаточно быстро развивает линейку премиальных автомобилей. Не думает ли KIA о каком-то подобном шаге, ведь Stinger – это реально новый уровень для компании?
— Известно, что существуют две разные стратегии развития. По первому пошла компания Hyundai, и создала новый премиальный бренд. Другие компании опробовали подобный сценарий, но затем вернулись к идее развития одного бренда, но постепенно повышают его имидж в глазах потребителя. KIA идет именно по этому пути. Мы будем создавать новые и новые продукты, которые повысят репутацию марки в целом. И со временем покупатели забудут о том, что в свое время компания начинала как производитель только бюджетных автомобилей.
— Успехов вам!
Дмитрий Данковский, директор по маркетингу компании Kia Russia & CIS
2021 год выдался нелегким для всего автомобильного рынка России – постоянный дефицит электронных компонентов привел к тому, что у многих крупных брендов продажи ушли «в минус». Тем интереснее подвести итоги года по тем маркам, которым удалось избежать общей негативной тенденции. К их числу относится и корейская Kia, которая уже восьмой год подряд остается самой популярной иностранной маркой в нашей стране. Об итогах года и планах на будущее в интервью агентству «АВТОСТАТ» рассказал директор по маркетингу компании Kia Russia & CIS Дмитрий Данковский.
— Давайте подведем итоги года в компании Kia: насколько удалось выполнить план в абсолютном выражении и по финансовой эффективности?
— Начну издалека и прежде, чем перейти к итогам «в штуках», скажу, что мы очень довольны 2021 годом по другой причине. В прошлом году мы запустили трансформацию бренда Kia и заявили, что начинаем путь перехода от традиционного автопроизводителя к провайдеру услуг мобильности. Мы озвучили новый слоган: «Движение, которое вдохновляет». Мы показали и начали использовать новый логотип, который на сегодняшний день уже имеют большинство моделей бренда, а к концу первого полугодия 2022 года он будет использоваться для всей нашей модельной линейки. Мы запустили новые сервисы, в том числе, заводской телематический комплекс Kia Connect. Мы расширили программу по подписке Kia, которая также получила новое имя в рамках обновления бренда – Kia Flex.
Что касается самих продаж, то мы довольны результатом: уже четвертый год подряд мы превышаем планку в 200 тысяч автомобилей, а кроме того, лидируем по выручке среди всех брендов.
Хочу отметить большой спрос в сегменте бизнес-седанов на нашу модель Kia К5. Она вышла на рынок в 2020 году, и за первый полный год продаж ее реализация составила почти 30 тысяч машин. Из других новинок 2020 года отмечу кроссоверы Seltos и Sorento, которые вошли в ТОП-5 наших самых продаваемых моделей.
— А как развивается программа по автомобилям с пробегом?
— На сегодняшний день в этой программе участвуют уже 166 дилеров, из которых 30 присоединились в 2021 году. Мы рассчитываем, что в 2022 году и остальная часть дилерской сети будет вовлечена в эту программу.
— Расскажите, как обстоят дела с подпиской на автомобили Kia?
— В пилотном режиме мы начали работать в сентябре 2020 года, и хочу подчеркнуть, что это направление является стратегическим для компании. Россия стала одной из первых, где запустился этот сервис. Уже к концу 2020 года у нас было пять регионов присутствия, а к декабрю 2021-го их число выросло до десяти. На старте программы у нас было несколько десятков автомобилей, сейчас – порядка 500, а в 2022 году мы планируем выйти на отметку в 1000 машин.
Программа реализуется в партнерстве с дилерами, а оператором выступает компания Kia. Основной наш принцип: автомобиль находится в собственности у дилера, а компания дает все инструменты для того, чтобы этот бизнес был прибыльным. По нашим расчетам, точка безубыточности для этой программы – загрузка парка на 65%. Это означает, что если у дилера в сервисе подписки есть 10 автомобилей, то 6 – 7 из них должны быть переданы клиентам, а 3 могут оставаться в резерве. Сегодня наша загрузка парка составляет 80%, то есть из 10 автомобилей 8 уже находятся у клиентов. При этом 70% автомобилей по подписке берутся на срок более месяца.
— Как сильно выросли цена на новые автомобили Kia за 2021 год?
— За 2021 год в массовом сегменте цены выросли на 13,4%, мы повысили рекомендованные розничные цены на 14,6%.
— Какие у вас прогнозы на 2022 год? Каких показателей планируете достигнуть?
— Общий объем рынка в последние 3 – 4 года остается на уровне 1,6 млн автомобилей плюс – минус 100 тысяч. Мы согласны с тем прогнозом, который озвучил АЕБ (+3,3% до 1 млн 722 тыс. автомобилей), и надеемся, что в 2022 году рынок покажет пусть небольшой, но рост. Наша цель – удержать ту высокую долю рынка, которую Kia завоевала на российском рынке за последнее время – 12,3%.
— А какие модели вы будете выводить на рынок в новом году?
— Один из ключевых моментов 2022 года – вывод на рынок пятого поколения Kia Sportage. Это автомобиль, который полностью олицетворяет новый бренд Kia, его квинтэссенция. Мы ожидаем его запуск в первом полугодии, а само производство будет налажено на заводе в Калининграде.
Второй новинкой станет электрический кроссовер ЕV6, который мы анонсировали в октябре 2021 года, а его выход планируется во второй половине 2022-го. Это один из наших важных шагов в рамках глобальной стратегии Kia по достижению углеродной нейтральности к 2045 году.
— Этот электромобиль для вас «проба пера» или вы всерьез рассматриваете российский рынок электрокаров как потенциальный?
— Для нас это шаг на неизведанную территорию, но внутри компании мы верим в этот потенциал, особенно если говорить о долгосрочной перспективе.
— В последние пару лет постоянно всплывает тема онлайн-продаж. Как в этом направлении развивается компания Kia?
— Мы, скорее, используем термин «онлайн-сервисы», которые мы развиваем вместе с нашими дилерами. Мы стараемся цифровизировать каждый этап клиентского пути так, чтобы у клиента был выбор: делать это офлайн или онлайн. Например, на нашем сайте kia.ru, отлично работает функция «Автомобили в наличии», где можно проверить, какие машины есть сейчас на складах у разных дилеров. Также на сайте можно сделать расчет по кредиту и получить онлайн-одобрение.
При этом у нас нет цели делать прямые продажи от производителя, поскольку мы продаем более 200 000 машин в год. А вступать в отношения с 200 000 клиентов лучше все-таки через дилеров.
— Какую долю в общем объеме составляют кредитные продажи?
— Продажи по программе Kia Finance за год составили 34%.
— А какую долю в продажах занимают юрлица?
— В целом по рынку такие продажи составляют порядка 20 – 22%, для Kia – 16%: за прошлый год в корпоративные парки было приобретено более 33 тысяч наших автомобилей, что превысило результат 2020 года на 27%.
Автобизнес / Персоны
В 1984 году окончил ВТУЗ при Московском автозаводе им. И.А. Лихачева.
Карьера:
с 1984 по 1985 год – инженер на Московском автозаводе им. И.А. Лихачева;
с 1985 по 1986 год – редактор журнала «Автомобильная промышленность»;
с 1987 по 1988 год – инженер на предприятиях «Автозагранпоставка» и «Автоэкспорт»;
с 1988 по 1996 год – коммерческий эксперт московского представительства Mitsubishi Corporation;
с 1996 по 2006 год – занимал различные должности в области маркетинга в ГК «Рольф»;
с 2007 по 2011 год – директор по маркетингу «Соллерс»;
с 2011 по 2013 год – директор по маркетингу «Форд Соллерс Холдинг»;
с 2014 года – директор по маркетингу «Киа Моторс Рус»;
Публикации, в которых встречается Валерий Тараканов:
Каналы заработка
на параллельном
импорте
Ключевые рубрики: Авторские колонки
Эффективность дилерского маркетинга