В России закончились бюджетные Hyundai, Kia, Volkswagen и Skoda
Российские дилеры распродали бюджетные автомобили из Европы и Южной Кореи. Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, которые ранее были лидерами продаж, сейчас не входят и в топ-25 самых ходовых моделей. Их производство остановилось весной прошлого года, и к сегодняшнему дню запасы, которые больше не пополняются, оказались исчерпаны. Преемниками «бюджетников» в освободившейся нише должны стать машины из дружественных стран.
Hyundai Solaris и Volkswagen Polo нет в наличии ни в одном автосалоне, сказал директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. Что касается других дилеров, то, по данным «Известий», некоторое количество бюджетных машин все же еще есть наличии: на всю страну остались 61 экземпляр Kia Rio и 93 Polo.
Нишу, опустевшую с уходом «корейцев» и «европейцев», могут занять другие модели — в первую очередь российских и китайских марок. Так, АвтоВАЗ в марте перезапустил сборку Lada Vesta. Правда, она пока выпускается только с «механикой», а потому неинтересна крупнейшему агрегатору такси и каршеринга. Двухпедальный вариант обещают выпустить только в 2024 году.
Помимо «Весты», на рынке появился китайский седан Kaiyi E5, сборку которого наладили на калининградском «Автоторе». Он дороже Lada, но заметно больше и может похвастать неплохим списком оснащения, в который входит автоматическая коробка передач.
Пополнить список «бюджетников» готовятся иранские автомобили. Летом на российский рынок выйдет марка Saipa, которая привезет хэтчбек Quik, а также седаны Shahin и Saina. Стоимость ближневосточных моделей составит от одного до 1,7 миллиона рублей.
В похожей ценовой категории выступает седан U5 Plus китайской BAIC, которая накануне открыла первый в России автосалон. Аналог Hyundai Elantra оценен в 1 699 000-1 889 000 рублей. Его предложат с 1,5-литровым «атмосферником» мощностью 113 лошадиных сил (142 Нм крутящего момента), пару которому составляет «механика» либо вариатор. U5 Plus, как и другие модели BAIC для РФ, встанут на конвейер «Автотора» по соседству с Kaiyi.
Какие существуют классы авто и как их определить
Попробуем хотя бы примерно разобраться в том, как классифицируются на сегодня легковушки. И начнем, конечно, с Европы.
Европейская классификация делит автомобили на сегменты, которые обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке. Принадлежность к тому или иному классу авто определяется в основном исходя из габаритов машины, а также рабочего объёма двигателя. И так, давайте распишем, какие классы авто сейчас существуют на рынке, и при этом постараемся не запутаться в них.
Самый младший класс часто называют классом микроавтомобилей, сити-каров, а иногда еще проще – классом «мини». Он – самый младший в классификации. К моделям класса А относят, в частности, Daewoo Matiz, Peugeot 107, Kia Picanto. Их габаритная длина обычно не более 3800 мм, а рабочий объём двигателя редко превосходит 1–1,2 литра.
Он же – «большой мини» или «больше чем мини». Длина доходит до четырёх с небольшим метров. Рабочий объём моторов обычно 1,2–1,6 литра. Сюда же порой зачисляют и мощные спортивные модели с 2-литровыми моторами. Представители – Ford Fiesta, Opel Corsa, Toyota Yaris, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и Lada Granta.
Он же – гольф-класс. По длине доходит до 4,5 метра, а типичный объём двигателя – 1,6–2 литра. Типичные автомобили класса С – Toyota Corolla, Ford Focus и Opel Astra.
Другое название – средний класс. Длина моделей здесь от 4400 до 4800 мм, объём двигателя примерно 2–2,5 литра. Типичные представители класса D — Ford Mondeo, VW Passat, Mazda6, BMW 3 серии, Audi A4.
Он же – бизнес-класс: так звучит солиднее. Это не только большие размеры с длиной до пяти метров, но и просторный салон. У авто бизнес-класса широкая гамма мощных моторов (от 2 литров и больше) и богатое оснащение. К этому сегменту можно отнести Audi A6, BMW 5 серии и Mercedes-Benz E-класса.
Это уже люкс или высшая лига, кому что больше нравится. В длину превышают 5 метров, а объём двигателя и уровень оснащения – чем больше, тем лучше. Представители –Mercedes-Benz S-класса, BMW 7 серии, Audi A8, Bentley Continental Flying Spur, Rolls-Royce Phantom.
А дальше начинается путаница. Очередные буквы обозначают не столько размеры, сколько назначение моделей.
S-класс не подумайте, это не класс авто Мерседес — к известной марке он не имеет отношения. Так обозначают спортивные автомобили. Вперемешку сюда зачисляют все купе и кабриолеты, представленные на рынке: в одной компании оказались и родстер Mazda MX-5, и элитарный Bugatti Veyron. Машины, мягко говоря, разные, а класс у них общий.
М-класс – это однообъёмные модели. В советское время их порой называли универсалами повышенной вместимости. Сюда европейцы определили от маленького Opel Meriva до трёхрядного Kia Carnival.
J-класс – общее обозначение всех внедорожников и кроссоверов рынка.. В этот класс без разбора входят все модели, претендующие на статус «внедорожник»: от Suzuki Jimny до Bentley Bentayga.
По умолчанию европейская система не разделяет вседорожники: и городской кроссовер Peugeot 2008, и грозный Toyota Land Cruiser 300, и даже пикап Mitsubishi L200 предлагается считать представителями сегмента J. Зато появились новые обозначения.
К аббревиатуре внедорожника SUV (Sport Utility Vehicle) добавляют букву, соответствующую легковому размерному классу. Теперь внедорожники и кроссоверы, построенные на базе моделей гольф-класса (С-класс), называют C-SUV, то есть внедорожный автомобиль С-класса. Типичный пример – Tiguan на платформе VW Golf. А, например, более крупный Audi Q5 считается представителем класса D-SUV – в его основе модульная платформа MLB от Volkswagen.
Что касается однообъемников, то Opel Meriva, построенный на базе хэтчбека Opel Corsa, обозначается как B-MPV (Multi Purpose Vehicle – многофункциональный автомобиль). Альтернативное название этого класса — микровэн. Более крупная Zafira, базирующаяся на платформе Opel Astra, – это уже С-MPV или компактвэн.
Спортивные модели
Помимо разделения по кузовам (как правило, это купе или родстер), самые быстрые автомобили рынка ранжируют исходя из динамических характеристик. Это неофициальная и довольно субъективная классификация, которая при этом все же позволяет понять разницу между Mazda MX-5 и Porsche 911, Toyota GT-86 и Ferrari 812 Superfast.
Всего спортивные модели делятся на три класса: спорткары, суперкары, гиперкары. Спорткар становится суперкаром, если его максимальная скорость равна или выше 250 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает меньше 4,9 секунды. Чтобы стать гиперкаром, автомобиль должен набирать 320 км/ч, а до 100 км/ч разгоняться быстрее 3 секунд.
А как в Америке?
Габариты за океаном тоже учитывают, но есть особенности. За океаном класс B – это Subcompact, С-класс – это Compact, Е и F обозвали просто Large, то есть большими. Европейский D-класс совпадает с американским Mid-size.
Если брать рыночное позиционирование автомобилей, то порой проще применять градацию по их престижности. Всего здесь четыре большие группы, куда, в отличие от «размерной» классификации, обычно входят не просто модели, а целые бренды.
Дешевле только на трамвае… Производители пытаются дать «максимум автомобиля за минимум денег», экономя на комплектации и убавляя мощность двигателя. Типичные примеры – Dacia, Datsun, Daewoo и, в общем-то, Lada.
Здесь больше всего брендов. Судите сами: Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen, Toyota, Renault, Peugeot, Mitsubishi, Nissan и т.п. Еще их делят на более или менее престижные, как бы смешно это ни звучало, вспоминая название класса. Kia и Renault находятся снизу, а Mazda и Volkswagen – наверху.
Конкуренция в «премиуме» очень серьёзная. К премиальным относят «большую немецкую тройку» – Mercedes-Benz, BMW и Audi, а также Porsche. Здесь же японские Lexus, Infiniti, Acura, английские Jaguar и Land Rover, американские Cadillac, Lincoln и с некоторой натяжкой Tesla. К авто премиум-класса также относят китайско-шведский Volvo. Здесь же пытается закрепиться и корейский Genesis.
Самые дорогие и недоступные для большинства автовладельцев – Rolls-Royce, Ferrari, Lamborghini, Bentley, Maserati, Maybach и Bugatti.
Иногда применяют сдвоенное определение – и по размерам, и по рыночному позиционированию. Например, BMW 3 серии – это премиальный седан среднего класса, а Ford Mondeo – демократичный седан среднего класса.
Автомобили повышенной проходимости еще разделяют по назначению – согласно их внедорожным способностям. По сути, это, как правило, – легковушки с увеличенным дорожным просветом, несущим кузовом, независимой подвеской и минимальной защитой днища, скажем – Hyundai Tucson.
Профессиональные внедорожники
Характерными, хотя и не всегда обязательными чертами профессиональных внедорожников считаются рамная конструкция кузова, выносливая подвеска на неразрезных мостах спереди и сзади, полноценная полноприводная трансмиссия с возможностью жёсткой блокировки межосевого, а порой и межколёсных дифференциалов. Плюс обязательный демультипликатор. К этому классу можно отнести, например, УАЗ Хантер, Nissan Patrol GR и Suzuki Jimny.
Универсальные внедорожники
Это – модели, взявшие лучшее от кроссоверов (комфорт, легковой характер управляемости на твёрдом покрытии) и профессиональных вездеходов (выносливость, внедорожные возможности). Идеальный образец универсальной модели – Toyota Land Cruiser Prado.
Запутались? А мы вас предупреждали! Классификация автомобилей – дело непростое и местами действительно не вполне однозначное. Примерно та же ситуация имеет место с разделением на классы автомобильных кузовов, но об этом мы расскажем позднее.
Что еще почитать: