Появление черного дыма из выхлопной трубы автомобиля должно серьёзно насторожить автовладельца. Копоть говорит о том, что у автомобиля могут быть неисправны система питания, система зажигания, управление впрыском, а также цилиндропоршневая группа. В зависимости от неисправности сизый дым идет в результате неполного сгорания топлива, его неправильного горения или попадания в камеру сгорания моторного масла. Очень часто синий дым начинает идти при пуске холодного силового и по мере прогрева пропадает. Если такого раньше не было, то это повод задуматься о техническом состоянии мотора и провести его диагностику в хорошем сервисном центре. Если же чёрный дым не пропадает и на прогретом моторе, то следует готовиться к ремонту агрегата и чем раньше обратиться к специалистам, тем дешевле он обойдётся.
Неисправности топливной системы
Переобогащение топливной смеси возникает в результате неисправностей карбюратора, инжектора или топливного насоса высокого давления у дизеля. В этом случае сизый дым сопровождают затруднённый пуск, неустойчивая работа на холостом ходу, потеря мощности и как следствие повышенный расход топлива. Выходящий из выхлопной трубы дым имеет тёмно-сизый или черный цвет, особенно хорошо видимый на светлом фоне. В некоторых случаях чёрный дым, выходящий из выхлопной трубы, может содержать даже видимые частички сажи.
У автомобилей с карбюраторным двигателем эта неисправность зачастую возникает из-за переливания топлива в поплавковой камере вызванной закоксовыванием воздушных жиклёров, неисправностью клапана или неправильной регулировкой поплавка.
У инжекторных моторов это происходит из-за неисправностей датчиков контролирующих содержание воздуха в смеси или негерметичных форсунок. Подтекание топлива через форсунки может привести к гидравлическому удару при запуске двигателя. Попавшее в большом количестве топливо не позволит поршню перейти через верхнюю мертвую точку. Такое бывает чрезвычайно редко, но последствия бывают весьма печальные, вплоть до поломки кривошипно-шатунного механизма мотора. Также попадающее в масло топливо приводит к его разжижению и как следствие повышенному износу трущихся поверхностей в двигателе.
У дизеля основными причинами переобогащения смеси, и появляющийся сизый дым возникают в результате неисправности ТНВД, неправильного угла опережения впрыска и также как и у инжекторных подтекания форсунок. Ещё одной причиной, из-за которой идет копоть в дизельных моторах, является засорённость сажевых фильтров. Электронные системы предупреждают водителей о необходимости замены фильтрующих элементов, однако некоторые умельцы выбрасывают фильтра, а электронику блокируют при помощи всевозможных обманок. Поэтому у таких автомобилей появившийся синий дым может быть обычным явлением, затрудняющим диагностику мотора на начальном уровне.
Последствиями неисправностями в топливной аппаратуре могут быть серьёзные проблемы. Как уже говорилось это износ трущихся поверхностей в результате разжижения масла. Также в результате попадания излишнего количества топлива в цилиндры происходит смывание масляной плёнки с поверхностей стенок цилиндров, что вызывает преждевременный износ цилиндропоршневой группы в трущейся паре. При неполном сгорании топлива на стенках цилиндров и поршнях отлагается копоть, приводящая к образованию задиров на поверхностях. В результате все это приводит к уменьшению ресурса мотора и большим денежным затратам на ремонт автомобиля.
Попадание масла в цилиндры
Следующей основной причиной появления сизого дыма из выхлопной трубы это попадание масла в камеру сгорания двигателя. В результате этой неисправности из выхлопной трубы автомобиля появляется синий или даже чёрный дым. Всё зависит от количества попавшего масла в цилиндр. Основными причинами попадания масла в камеру сгорания являются:
- износ поршневой группы;
- неисправности маслосъёмных колец;
- износ маслосъёмных колпачков.
Износ поршней приводит к тому, что масло из картера двигателя через повышенный зазор попадает в камеру сгорания. Там часть масла сгорает, образуя сизый дым, а часть отлагается как копоть и смолистые отложения на стенках цилиндров, повышая износ мотора.
Залегания поршневых колец или их поломка имеют такие же последствия, как и износ поршневой группы. В этом случае менее дорогостоящие работы по замене поршневых колец приводят к затратному капитальному ремонту двигателя. С течением времени лёгкий сизый дым переходит в синий, а затем и в черный, свидетельствующий о необходимости серьёзного ремонта.
Наглядным примером того как небольшой ремонт переходит к большим затратам является износ или потеря упругости маслосъёмных колпачков клапанов двигателя. При этой неисправности масло в большом количестве остается на штоках и стекает к тарелкам клапанов. На впускных клапанах оно отлагается в виде нагара приводящего впоследствии к неплотному прилеганию и возможному прорыву раскалённых газов во впускной коллектор. Ещё худшие последствия бывают у выпускных клапанов. В этом случае могут быть прогары клапанов вследствие снижения теплоотводящей способности, а также износ направляющих, загиб клапана по причине неполного закрытия и поломка головки цилиндра.
Разобраться в причинах, почему идет синий дым лучше доверить хорошему специалисту, однако первоначально причину неисправности можно определить самому. При неисправности в системе питания выходящий сизый дым отлагается на стенках выхлопной трубы как копоть или сухой сажевый нагар. При неисправностях связанных с системой смазки отложения, как правило, имеют маслянистую форму, а в крайних случаях масло как говорится «летит из трубы». В любом случае при появлении из выхлопной трубы любого несвойственного дыма следует срочно разобраться в причинах и принимать неотлагательные меры по устранению неисправности.